
«По данным исследовательских компаний за последние годы изменилось потребительское поведение в торговых центрах (ТЦ), — говорит Борис Кац. — Часть посетителей приходит в развлекательные центры, кино и на фудкорт, а часть идёт в один-два конкретных магазина и уходит из ТЦ через 40-50 минут. Среднее время нахождения посетителя в ТРЦ упало примерно в два раза за 5 лет. И во столько же упала проходимость большинства магазинов внутри ТРЦ.
Потребитель, покупая товар на маркетплейсе, с вероятностью 30-50% покупает подделку. Кстати, мой личный опыт покупки беговых шиповок Solomon ровно такой же. Ну не могут они 3000 р. стоить.
В трех чтениях принят закон о цифровых платформах. Принят на 99% в редакции, устраивающей маркетплейсы. Они ни за что не отвечают, в юридический оборот внедрены все нужные им термины, штрафы ерундовые, вступит в силу через 1.5 года ‐ значит, цунами на розничном рынке продолжается.
Думаю, с предыдущим пунктом связана и новость о сворачивании деятельности сети Ситилинк. Полностью, вероятно, закроется к весне 2026 года. Вот только не надо мне рассказывать сказки, что сеть проиграла конкурентную борьбу. Как дочка крупнейшего в стране дистрибьютора Мерлион сеть Ситилинк имела «право первой ночи» и лучшие цены на электронику. Но у «контрабандистов» на маркетплейсах все равно цены лучше. Аминь.
Явно разоряется наш дилер в Сибири. Его книжно — канцелярские магазины закрываются, десятки исков, ему грозит личное банкротство. Можно сказать, что формат устарел, а можно сказать, что маркетплейсы его разорили, благодаря труду миллиона самозанятых . Экономия примерно 1 триллион (триллион — это тысяча миллиардов, если что. Или миллион раз по миллиону. Это много. На налогах в год на 4 крупнейшие цифровые платформы — это много. И именно это позволяет им иметь недорогую логистику и лучшие цены на многие товары).
Банк, когда-то принадлежащий серийному предпринимателю (ныне иноагенту) рассылает вот такие прекрасные СМС (картинку мы не рискнем опубликовать — Ред.). В переводе на русский язык: мы поможем вам со схемой на маркетплейсах. Не, ну а что в стороне стоять, все зарабатывают, как могут», — резюмирует Борис Кац и прилагает картинку — банк предлагает бесплатно вывести обороты с маркетплейсов на свою карту.
К мнению Бориса Каца много комментариев. Вот один из них: «До ковида у многих моих знакомых москвичей был досуг 1-2 раза в месяц идти в торговый центр, тратили весь день на Икею-Мегу-Ашан. Закупались, ели, шли в кино. Сейчас все сидят на маркетплейсах. Одна мама говорит, что дочь к школе накидала целую корзину. Я им показываю цифры на сайте нашего магазина и на маркетплейсе одного и того же товара. Говорю, ну хорошо, нас в Москве нет, но есть «Леонардо», «Комус». Она отвечает: » Мне некогда, я прихожу в 22 часа, а дочь одну я не пущу на метро. А если я поеду, то все равно потрачу на дорогу время свое, и где мне искать эти магазины, а тут в соседнем подъезде есть пункт выдачи, и фиг с ней, с этой экономией 2-3 тыс, мне так удобно! И потом, в магазине чего-то может не быть, а на маркетплейсе я все найду!». Учила их хотя-бы искать продавцов — нас и вас — на маркетплейсах. Не все, оказывается, знают», — пишет предпринимательница, пользовательница сети.
И еще показательное мнение: «Как ни грустно, но нечего делать сейчас в ТЦ, к сожалению. Огромные пространства. Невкусная еда на фудкортах. Магазины заполнены +/- одним и тем же с разными лейблами, если говорить про массовый сегмент. Это низкокачественная одежда за неадекватные деньги.
Шоппинг как развлечение уже не для всех, если ты в ТЦ . Позволить себе купить много дорогой одежды могут немногие. На маркетплейсах полно одежды сопоставимого качества за небольшие деньги и шопоголизм переехал туда. Я вот пока ногами езжу только за хорошей одеждой. Ее нужно мерить. Все остальное — доставка, пункты выдачи.
Цифровая революция вытесняет традиционные магазины в том объеме, в котором они уже не востребованы. Как компьютер вытеснил пишущую машинку, а мобильный телефон — домашние аппараты. Помню, крутым бонусом в любой квартире было наличие там телефона. А сейчас где эти телефоны? Никто не помнит.
Поэтому, конечно, «Леонардо» должен стать цифровым и прогрессивным. Со своими особенными фишками, диджитал инструкциями, короткими diy видео а-ля Инстаграм* (* принадлежит компании Мета и запрещен в РФ), мастер-классами по подписке, ИИ- ассистентом художника/школьника и тп. Просто, чтоб быть адекватным времени. Иначе в музей, как пишущая машинка или в нишевый сегмент типа магазинов винила для любителей».
В нем предлагается регулировать цифровые платформы, которые выступают посредниками при совершении сделок и дают возможность оплаты за товары, работы или услуги.
- — Вводится обязательная идентификация продавцов через портал «Госуслуги» или другие государственные реестры перед их допуском на площадку.
- — Предусматривается упрощенный возврат некачественной продукции: для этого платформы обязаны дать гражданам техническую возможность связи с поставщиками.
— Становится обязательным для владельцев цифровых платформ обеспечение равного и беспрепятственного доступа к ней.
- — Ограничивается продажа на маркетплейсах товаров, обращение которых запрещено.
- — Защищаются права продавцов, в том числе вводится система досудебного урегулирования споров с платформой, запрещаются скидки без согласия продавца
- — Становится обязательным взаимодействие операторов платформ с налоговыми органами, а также требование не пропускать карточки, если продавец не указал исполнение требований по маркировке товаров. (цитируется по ТАСС).
- Срок вступления в силу закона «О платформенной экономике» перенесен: с 1 марта 2027 года на 1 октября 2026 года.