Малый бизнес: «Это конец нестационарной торговли»

Владельцам павильонов, киосков, автосервисов, ресторанов и прочих НТО в Петербурге придется участвовать в аукционах, чтобы сохранить за собой прежние места для работы. Разработанный городским правительством законопроект запрещает перезаключение договоров без конкурса даже с добросовестными арендаторами, пишет РБК Петербург. Что думает об этом бизнес и какая его первая реакция на эту информационную бомбу. 

Киоски в Петербурге ждут большие изменения: достояв до конца договора, их владельцы должны продлить свое право распоряжаться участком через участие в аукционе. Фото предоставлено ГК Vestr

Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Петербурга (КППИТ) разработал поправки в городской закон «О размещении нестационарных торговых объектов». 17 июля документ опубликовали на сайте Смольного, он проходит антикоррупционную экспертизу до 31 июля 2025 года.

Проект предусматривает исключение из действующего закона трех пунктов. Первый из них предусматривал размещение на новый срок НТО без проведения аукциона у предпринимателей, которые «надлежащим образом исполняли свои обязанности по договору». Исключение хотят сделать только размещенных до 31 декабря 2023 года предприятиями общепита на смежных участках своих павильонов.

Из закона намерены убрать еще два пункта, которые разрешали перезаключение договоров без торгов с собственниками, которые надлежащим образом исполняли свои обязательства по действующим договорам на аренду земельного участка. Речь идет о контрактах, заключенных до 1 марта 2015 года и до 1 января 2018 года.

Из текста законопроекта следует, что он вступит в силу через 10 дней после принятия. Сейчас депутаты ЗакСа Петербурга ушли на летние каникулы, и парламент рассмотрит эту инициативу после 18 сентября.

Что делать

Практически всем добросовестным участникам рынка НТО будет не продлить как договора аренды, так и договора размещения НТО, говорит Янина Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», организации, которая объединяет владельцев объектов нестационарной торговли.  «Законопроект не захватывает только киоски прессы и механические средства торговли — тележки, — говорит она, —  а все, что прикреплено к земле — павильоны, киоски, автосервисы, и так далее, должны пойти на аукционы».

Законопроект грозит практически 100% участникам нестационарной торговли завершением бизнеса по истечению срока договора, даже если они трижды добросовестные, считают в РОО «Содействие». В Петербурге в городской схеме размещения до января 2025 года было 4,5 тысячи земельных участков под НТО. В результате оптимизации из схемы исключены 1800 участков, подсчитал бизнес. Договора с участниками будут расторгать по мере их окончания.

«Все достаивают до конца и продления не будет, и по новому закону перед тем, как выиграть участок на аукционе, нужно будет убрать объект, отключить коммуникации, потом податься на аукцион, и понятно, что никто этого делать не будет. 8 лет назад подобный законопроект уже был в Думе — мы тогда сделали экспертизу и законопроект не прошел даже первое чтение. Нужна жесткая проработка этого законопроекта на соответствие с федеральным законодательством и конституционной основой».

  • Сейчас у предпринимателей есть два месяца, чтобы действовать. Совет Янины Гришиной: все, у кого договора аренды с городом, перевести их в договора на размещение НТО. В «Содействии» могут помочь собрать документы. Те, у кого договора размещения НТО — могут подать на перезаключение. Пока договор не вступил в силу, это можно сделать и получить новые пять лет. А вот за то, чтобы этот срок мог быть увеличен, как раньше это было с добросовестными арендаторами, нужно бороться. «Не бойтесь потерять год или, к примеру, 8 месяцев, — говорит Янина Гришина, — вы выиграете, если переоформите договор».

По сути у бизнеса есть три месяца. 18 сентября — начало работы ЗакСа Петербурга. Пока документ внесут, пока рассмотрят, пока его подпишет губернатор и еще 10 дней, через которые он вступит в силу — пройдет 3 месяца, подчеркивает Гришина и советует правильно распорядиться этим временем.

Надо ли подавать в суд

Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг», считает, что в суд подавать бессмысленно, оспорить закон не удастся, федеральные нормы он не нарушает. «Нестационарную торговлю не прекращают, а выносят участки под нее на аукцион и тем самым повышают ставки. И одновременно делают экономически невыгодным ведение деятельности: из пяти лет, на которые ты получишь право размещать свой объект на участке, полтора года уйдут на согласования и подключения к сетям. Окупить вложения за 5 лет не получится», — говорит он.

Причину такого разворота власти в отношении сектора НТО предприниматели видят в том, что программа госларьков, которую обещали запустить еще в 2023-24 годах, тормозится. «201 киоск на сумму 357 млн стоят в Крестах (госкиоски изготовили во ФСИН-Ред.). Они ждут своих мест и места нужно освободить», — считают предприниматели.

  • Бизнес рассчитывает на помощь уполномоченного по защите прав предпринимателей Валерия Калугина и депутата ЗакСа Петербурга Ирины Ивановой, председателя комиссии по экономике, промышленности и предпринимательству.

Сколько это будет стоить

Янина Гришина рассказывает, что в основном, договоры у участников рынка заканчиваются в 2026, 2027 и 2029 годах. Затем нужно будет подавать на аукцион, но как известно, выиграть там очень сложно и аукционы ставку увеличат многократно. «И тогда объект нужно заново подключать к электричеству, это сотни тысяч, делать проект благоустройства (200-300 тыс), договор на вывоз мусора, и ведь известно, что только два-три срока аренды отбивают вложения в объект, поэтому для однократного размещения никто вкладываться в такой объект не будет. Тем более, что перед аукционом павильон нужно убрать и уволить продавцов, исчезнут также поставщики, логистика, сломается бизнес».

Киоски прессы пока пощадили — их добросовестные владельцы смогут продлевать договора на участки

Где анализ потерь бюджета города, спрашивает бизнес, в схеме остались 2, 5 тыс арендаторов. «Сколько потерял город в результате оптимизации?» — спрашивает Янина Гришина и добавляет, что это похоже на поражение бизнеса в правах.

В секторе НТО, в основном, трудятся предприниматели возраста 50+. «Что-то я не видела там стартаперов. Сектор НТО — это прежде всего занятость. Все экономики в мире развиваются, основываясь на массовом малом бизнесе. В городе с принятием таких решений создается социальная напряженность», — уверена руководитель РОО.

«Без аукциона я свой договор обратно никогда не получу, — говорит Юрий Рагулин. — За 13 лет я выиграл на аукционах всего 10 участков крохотных — для лотков и тележек, хотя участвую каждую неделю. В 90% случаев участок не получить по той цене, по которой вы его уже арендуете. На мой взгляд, это устранение конкурентов — город будет ставить свои киоски на освобождающиеся места. Кто-то выигрывает за безумные деньги, например, участок в 5-6 м2 за 17 млн в год. Такие деньги не отбить никогда, ведь еще есть электроэнергия, зарплата продавца, услуги поставщиков».

  • «А если это павильон площадью 400 м2? Его тоже нужно будет снести перед аукционом, — спрашивают предприниматели. — А рестораны в Курортном районе на берегу залива, там — большинство объектов работают по договорам НТО — и как же их владельцы будут убирать рестораны перед аукционами?»
Рейтинг
( 6 оценок, среднее 4.67 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс