Доля нелегального оборота с 2018 по 2023 год снизилась в России почти в три раза — с 25,9% до 8,9%. Об этом говорится в аналитическом докладе «Нелегальная торговля товарами и экономика России». Доклад разъяснил, чем контрафакт отличается от серого и параллельного импорта.
Доклад был подготовлен коллективом авторов НИУ ВШЭ под руководством заместителя директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергея Плаксина. Предисловие к докладу написала Екатерина Приезжева, замминистра промышленности и торговли, куратор маркировки «Честный знак».
Доклад юбилейный. «Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, созданная Указом Президента Российской Федерации в 2015 г. и отмечает в этом году свой десятилетний юбилей, — говорит в предисловии замминистра. — … За последнее десятилетие в стране сформирован и реализуется комплексный подход по борьбе с незаконным оборотом, позволяющий эффективно противостоять новым вызовам с теневого фронта, каким бы привлекательным для недобросовестных участников он ни был».
«Сегодня цифровой маркировкой охвачено уже 27 групп товаров, — пишет Екатерина Приезжева. — Система маркировки интегрирована с информационными системами 21 органа власти. Все контрольно-надзорные органы используют информацию, содержащуюся в системе, при планировании и проведении контрольно-надзорных мероприятий в рамках риск-ориентированного подхода. Кроме того, данные из системы маркировки уже применяются на кассах каждого магазина для предотвращения попадания к потребителям нелегальной и небезопасной продукции. В ближайших планах — реализация сверки разрешительной документации, сопровождающей товары по каждому коду товара, с целью автоматического блокирования ввода товара в оборот».
Среди причин «рекордного снижения» — ужесточение надзора над товарными рынками. В этом помогает внедрение таких цифровых систем контроля и маркировки, как ГИС МТ (государственная информационная система мониторинга), ЕГАИС и «Меркурий». В качестве факторов снижения эксперты также выделяют рост доходов населения — при повышении благосостояния растет спрос на товары более высокого качества.
- Однако как считают предприниматели, дело не в том, что теневой рынок сам по себе так уж привлекателен для «участников оборота». «Покупатели, потребители все равно ищут прежде всего дешевый товар — свидетельство тому кратный рост маркетплейсов, где товары дешевле, чем в обычной рознице», — говорят они.
Несколько цифр из доклада.
Доля нелегального оборота с 2018 г. устойчиво снижается — с 25,9% до 8,9% в 2023 г.
- Наиболее сложная ситуация с автомобильными товарами (44% рынка) и товарами легкой промышленности (23%), где частично уже введена маркировка товаров, говорится в докладе.
- По оценкам НИУ ВШЭ на основе балансового подхода, нелегальный оборот основных товарных рынков в 2023 г. составил 5,7 трлн руб. (–15% г/г).
- Около 75% нелегального оборота приходится на три товарные группы — продукты питания, автомобильные товары и товары легкой промышленности.
В докладе упоминается несколько видов нелегального оборота.
Контрафакт — один из видов нелегального оборота, созданный или реализованный товар — имитация известного бренда с нарушением прав интеллектуальной собственности. В общем употреблении распространено применение этого термина для описания всех видов нелегального оборота, что является ошибкой.
Неучтенное производство — случаи производства продукции, не отраженные в данных статистики (а следовательно, без уплаты налоговых отчислений).
«Серый импорт» — ввоз импортируемых товаров с недостоверным декларированием (занижением физического объема и/или таможенной стоимости товара) в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС, в том числе через «зоны свободной торговли».
«Черный импорт» (контрабанда) — ввоз импортируемых товаров без таможенного оформления в целях уклонения от уплаты таможенных платежей и НДС или ввоз запрещенных (в том числе санкционных) товаров.
Параллельный импорт — импорт товара, защищенного торговой маркой, введенного в гражданский оборот в другой стране, без авторизации правообладателя торговой марки в условиях национального принципа исчерпания прав на товарный знак.
Товар-имитация — продукция, сходная до степени смешения с оригинальным продуктом, выпущенная с копированием или стилевым заимствованием отдельных элементов товарных фирменных знаков и нарушением исключительных прав собственников зарегистрированных товарных знаков.
Продукция домашнего производства — продажа неучтенной продукции домашних хозяйств, произведенной не для нужд собственного потребления.
«Черный» оборот — продукция, которая была произведена или ввезена нелегально и реализована вне легального контура торговли.
Полностью с докладом можно ознакомиться здесь.
Иллюстрации: источник: аналитический доклад «Нелегальная торговля товарами и экономика России».
Кстати, на днях сообщалось о 200 фейковых обувных фабриках, обнаруженных рядом с рынком «Садовод» в Москве. Эти «фабрики» оказались зарегистрированы в качестве производителей обуви, но по факту не существовали. Они были выявлены в ходе проверок, проведенных по поручению правительства. Эти «фабрики» имитировали производство, чтобы легализовать ввоз контрафактной обуви из Китая. Проверка выявила, что многие из них использовали поддельные марки «Честного знака».