Профильные ассоциации выступили против «российской полки»

Члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также семь объединений производителей и поставщиков продуктов питания обратились в российское правительство с просьбой отказаться от поддержки законопроекта о «российской полке».

Полки с косметической и парфюмерной продукцией российских производителей уже составляет 75%

«Ведомости» ознакомились с копией письма на имя главы кабмина Михаила Мишустина от 27 мая. Его подлинность подтвердили три представителя ассоциаций, подписавших его. Среди объединений, которые выступили против данного законопроекта, – Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальная мясная ассоциация, Национальный союз хлебопечения, Национальный союз производителей молока (Союзмолоко), Рыбный союз и проч.

Законопроект о «российской полке» обсуждается с 2023 г. В случае его принятия он обяжет продавцов выделять определенное пространство на витринах и стеллажах под продукцию, произведенную в России или странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Сейчас документ находится в правительстве, в ближайшее время его планируется внести в Госдуму, сообщал на прошлой неделе министр промышленности и торговли Антон Алиханов. Законопроект поддерживает Минпромторг, но с его критикой в 2024 г. выступала ФАС. Минэкономразвития также высказывалось против ранних версий документа, в том числе в связи с ограничением прав иностранных владельцев товарных знаков, локализовавших в России свое производство, сообщали в марте этого года «Известия».

В Минпромторге в конце 2024 г. отмечали, что создание «российской полки» планируется начать с бытовой химии и косметики, а затем подключат и другие товарные группы. В версии законопроекта от 29 мая речь идет обо всех «непродовольственных национальных товарах». Какие это будут группы и какую минимальную долю они должны будут занимать на полках магазинов, предстоит определить правительству. Предполагается, что законопроект вступит в силу с 1 марта 2026 г.

  • Сам производитель таких товаров, как и владелец товарных знаков, не должен находиться под контролем иностранных лиц, говорится в текущей версии документа.

Но если компания пользуется лицензией на использование чужих товарных знаков и они пишутся кириллицей, такая продукция тоже будет считаться национальной.

Авторы письма указывают, что законопроект нарушает принцип свободы экономической деятельности, фактически понуждая к заключению договоров с определенными производителями товаров. Именно поэтому Национальный союз хлебопечения и поддержал написание и отправку письма. В письме отдельно говорится о товарах, локализованных в России международными компаниями. Такая продукция лишается преференций, хотя транснациональные холдинги могут быть российскими резидентами, которые платят здесь налоги, создают рабочие места, делают инвестиции и используют отечественное сырье, указывают авторы обращения. При этом произведенные в странах ЕАЭС товары попадают на национальную полку.

Все это может привести к дискриминации таких иностранных производителей и негативно отразиться на смежных отраслях, включая сельское хозяйство и переработку, полагают в нацсоюзе «Союзмолоко» и в АКОРТ.

И АКОРТ, и Союзмолоко поддерживают российских производителей, но развивать их присутствие на полках магазинов нужно рыночными методами, следует из ответов их представителей. Называются инвестиционные и налоговые льготы, субсидии на научно-исследовательские работы, меры маркетинговой поддержки. АКОРТ ранее приводила данные о том, что среди продовольственных товаров в магазинах от 80 до 99% в зависимости от категории можно отнести к отечественным.

В сегменте непродовольственных товаров эта доля по ряду категорий тоже высока например в бытовой химии – около 75%.

Но иностранные производители преобладают в категории зубных паст (более 60%), средств для бритья (77,9% в офлайне и 56,1% в онлайне), дезодорантов (82 и 84%), подгузников (52,6 и 79,2%), ссылался Shopper’s на данные Минпромторга в конце 2024 г.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс