Бизнес-омбудсмен Петербурга Валерий Калугин отчитался перед Законодательным собранием города. Настроение, которое царит в бизнес-среде Петербурга, нельзя назвать очень оптимистическим, сказал он: доля предприятий, планирующих свое развитие в будущем, за год уменьшилась с 49% до 32%. Тем не менее число предприятий в городе растет, а не сокращается. Обсудили также ларьки с вейпами и парикмахерские в контейнерах.

Валерий Калугин также сообщил, что вместе с тем число преступлений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности сократились за год на 55%, и самих подобных преступлений регистрируется в год в городе не более 50.
Между тем в малом и среднем бизнесе Петербурга занято около 2 млн человек, отметил Валерий Калугин. Число субъектов малого бизнеса за год выросло на 3% и сейчас составляет около 380 тысяч. Однако число юридических лиц сокращается, число самозанятых растет. На бизнес давят колеблющийся курс рубля, рост налогов, удорожание кредитов. Воспользоваться мерами поддержки смогли 37% малого бизнеса Петербурга, а 47,4% не ощущают никакой поддержки.
Болевые точки
Коснулся Валерий Калугин и болевых точек малого бизнеса города — схемы размещения НТО, которая проходит «оптимизацию» силами профильного комитета, маркировки товаров и регулирования НТО на частных территориях.
Число участков под временную торговлю в городе сокращается и уменьшилось с начала года уже более, чем на 500 мест, в том числе те, которые ранее прошли все согласования с комитетами Смольного, рассказал омбудсмен. Письма об этом направлены в прокуратуру. «Каждый НТО дает работу от 3 до 10 человек, — сказал Валерий Калугин, — и помогает им содержать свои семьи».
Маркировка товаров в легпроме не только всколыхнула бизнес сектора торговли и производства, но и собрала в Петербурге всероссийскую конференцию по маркировке в январе 2025 года, куда приехали представители 51 региона России. «Марка стоит 60 копеек, — продолжил уполномоченный по защите прав предпринимателей, — но только на оборудование (сканеры, принтеры, новые кассы, совмещение программ, обновления и услуги специалистов) нужно затратить от 191 тысяч до 500 тысяч рублей. Введена уголовная и административная ответственность за перемещение товаров без маркировки».
«Малый бизнес, который в небольших объемах занимается легкой промышленностью, должен дополнительно закупить два вида принтеров для печати QR-кодов, кассу для программы «Честный знак», 2D сканер для считывания кодов, компьютер для работы с системой. Дальше надо закупить программу, нанять человека, который ее поставит и того, кто будет ее сопровождать. То есть дополнительно нужно создать два рабочих места», — констатировал Валерий Калугин. Он напомнил, что в протокол государственного совета РФ было включено предложение аппарата бизнес-омбудсмена о переносе срока начала третьего этапа маркировки на 2026 год.
Проверяющие учатся
Мораторий на проверки действительно отменен и теперь в подходе к проверкам должен быть рискориентированный подход, отметил Валерий Калугин. Но сами проверяющие органы «еще не очень хорошо знают, что это такое и учатся, адаптируются к новым требованиям», отметил он. Число проверок надзорных органов за год уменьшились на 7%.
- Но вместе с тем, настроение, которое царит в бизнес-среде Петербурга, нельзя назвать очень оптимистическим: доля предприятий, планирующих свое развитие в будущем, уменьшилась с 49% до 32%.

Вопрос НТО на частных территориях, законопроект о которых сейчас рассматривают в Госдуме, а инициировали федеральную инициативу на эту тему петербургские депутаты, неожиданно во время отчета прокомментировал спикер ЗакСа Петербурга Александр Бельский.
- Он спросил бизнес-омбудсмена, как тот относится к законопроекту, который поможет регулировать НТО на частных земельных участках. Валерий Калугин ответил, что считает такое регулирование избыточным, и существующих правил и документов достаточно, чтобы их регулировать.
На что Александр Бельский привел пример ларек с вейпами на углу Невского и Садовой (со стороны, где была гомеопатическая аптека), который стоит на участке многоквартирного жилого дома. «Вейпы — в ларьке — на Невском — это нормально?», — с пафосом спросил Бельский. И привел еще один пример — морской контейнер-парикмахерская в Приморском районе. «Это надо точно регулировать, — отметил спикер Заксобрания, — это же Петербург. Отдали под магазины первые этажи жилых домов, ладно, но контейнеры в городе?».
Позже спикер пояснил журналистам, что после его жалоб ларек убрали (не убрали, он стоит, но закрытый — Ред.). Как выяснилось, он стоял незаконно: хоть земля и принадлежит многоквартирному дому, установка ларька не была согласована с КГА.