Массовой подмены трудовых отношений «наймом» самозанятых нет, заявили в ФНС России. Компаний, которые таким образом оптимизируют налоги, мало, у налоговиков они «как на ладони», сообщает РБК.
Введение налога на профессиональный доход существенно не повлияло на переток сотрудников из официального трудоустройства в самозанятые, в основном самозанятость работает на обеление трудовых отношений. Об этом сообщил начальник управления оперативного контроля ФНС России Владимир Мальцев в ходе вебинара, организованного компанией «Такском».
По его словам, статистика налоговой службы не показывает перетока работников в самозанятые. «Как в 2018 году было 56 млн работающего трудоустроенного населения, так столько же и осталось в 2023 году. <…> Самозанятость не оказывает значимого влияния на количество трудоустроенных граждан», — сказал он.
Количество трудоустроенного в соответствии с Трудовым кодексом населения колебалось в эти годы в диапазоне от 55,3 млн до 56,8 млн человек, следует из презентации Мальцева. Наименьшее количество официально работающих — 55,3 млн — было в 2020 году, что объясняется пандемией коронавируса, уточнил представитель ФНС.
- Согласно отчетности ФНС, за 2023 год около 56,4 млн физлиц получали зарплату, с которой работодатели уплачивали НДФЛ (включая 2,1 млн лиц, не являющихся гражданами России). При этом Росстат сообщает, что в настоящее время 73,5 млн человек в стране заняты экономической деятельностью. Разница объясняется в основном числом самозанятых и теневой занятостью, которую Росстат выявляет опросным методом.
Режим самозанятости действует с 2019 года. Он установлен на десять лет и продлится до конца 2028 года. Человек вправе одновременно быть плательщиком налога на профессиональный доход и работать по трудовому договору в организации либо у индивидуального предпринимателя. Однако законодательство запрещает самозанятому оказывать услуги своему работодателю, если их трудовые отношения оформлены согласно ТК. Эта мера направлена на то, чтобы работодатели не заставляли сотрудников получать статус самозанятых с целью ухода компании от уплаты налогов.