МойСклад зафиксировал снижение оптимизма в сфере малого и среднего бизнеса

ERP МойСклад зафиксировал снижение оптимизма в сфере малого и среднего бизнеса, сообщают в компании.

МойСклад — облачная ERP система для малого и среднего бизнеса. Сервис помогает автоматизировать бизнес-процессы в рознице, опте, онлайн-торговле и небольшом производстве. Это кассовое приложение, складской учет, аналитика и CRM в одной системе.

В настоящее время в России работает 6,7 млн компаний, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. За прошлый год их количество выросло на 5%. Положительная динамика роста этого сегмента сохраняется четвертый год подряд. Сейчас примерно каждое шестое МСП относится к так называемым вновь созданным, то есть существует менее года.

Генеральный директор ERP МойСклад Аскар Рахимбердиев рассказал, с какими результатами предприниматели закончили прошлый год, что изменилось в работе МСБ и какие проблемы волнуют бизнес больше всего.

МСБ: итоги 2024 г. и начала 2025 г.
Малый и средний бизнес в России растет, но темпы роста снижаются. В 2024 году обороты компаний МСБ увеличились на 18% по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка в сегменте онлайн-торговли выросла на 20%, в офлайновой рознице – на 16%.

В целом все эти показатели меньше предыдущего, 2023 года, — тогда обороты МСБ увеличились на 23%, при этом в онлайн-торговле – на 28%, в офлайне – на 13%.

По данным опроса 1000 предпринимателей ERP МойСклад, 78% предпринимателей закончили 2024 год относительно успешно: представителей малого и среднего бизнеса зафиксировали рост оборотов в 2024 году, еще у 28% он остался на уровне предыдущего года. Снижение оборотов отметили 22% представителей МСБ. Годом ранее о падении оборотов говорили 16% опрошенных. Обороты компаний МСБ за январь и февраль 2025 года по сравнению с январем и февралем 2024 выросли на 6%, что ниже темпов инфляции.

Замедление темпов роста оборотов МСБ на маркетплейсах началось еще в конце 2023 года. Причина в том, что сами площадки стали дороже и сложнее в работе. В то же время офлайн-ретейл, вопреки прогнозам, не только не исчез, но и продолжает расти, констатировал Аскар Рахимбердиев.

2024 год окончательно сформировал омниканальность. Для непродовольственных товаров путь клиента часто выглядит так: покупатель идет в розничный магазин, там смотрит товар, а покупает его онлайн, или, наоборот, находит в интернете, а покупает – вживую.

По некоторым сегментам, таким как одежда, бытовая техника, товары для хобби, наблюдается отток потребителей на маркетплейсы. Зато по таким позициям как мебель, товары для красоты, для дома и ремонта, цветы, спорттовары и т.д. продолжается рост офлайна. Торговые центры отмечают падение числа покупателей, при этом растет формата «магазинов у дома», универмагов, когда объединяются несколько брендов и создают магазин, а также шоурумов.

Основные проблемы предпринимателей в 2024 году: нехватка персонала и высокая конкуренция
1 Нехватка кадров – 19% предпринимателей
2 Конкуренция – 18%
3 Инфляция – 17%
4 Падение спроса – 15%

Также предприниматели отметили, что им мешает развиваться падение рубля и высокая ключевая ставка (невозможно взять кредит). По словам Аскара Рахимбердиева, в 2023 перечень основных сложностей выглядел по-другому: тогда предпринимателей в большей степени беспокоило снижение спроса со стороны потребителей, падение курса рубля, необходимость маркировки товаров и санкции. Трудностей не замечали 23% опрошенных, в этом году — только 14% опрошенных.

Планы МСБ на 2025 год: расширение ассортимента и повышение цен
В 2025 году МСБ планирует в первую очередь расширять ассортимент. Такую цель ставит 32% предпринимателей. 20% планируют открыть новые магазины или выйти на новые площадки. 19% будут повышать цены. 22% опрошенных ничего менять не планируют.

Ожидания предпринимателей: преобладает позитивный настрой
55% ожидают рост выручки, 11% настроены нейтрально, планируют остаться на уровне 2024 года. 22% боятся делать прогнозы и не ждут ничего хорошего.

Направления торговой деятельности МСБ
Одежда и обувь – основной товар, которым занимается МСБ. Этот сегмент лидирует как в продажах, так и в производстве. По итогам 2024 года продажи одежды и обуви в России достигли 4,1 трлн руб. Это составляет 14% от всех расходов потребителей на непродовольственные товары в стране.

Направления производственной деятельности МСБ
Малый бизнес стал более активно производить продукцию, а не перепродавать ранее купленные товары по более высокой цене. По данным ERP МойСклад, количество производственных компаний увеличилось на 40% за 2024 год.

Справка «СДП»:
ERP-система — это набор интегрированных приложений или модулей для управления основными бизнес-процессами компании. Модули ERP интегрируются в единую систему и совместно используют общую базу данных для оптимизации процессов и информации в масштабе всего предприятия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс