Вчера в ЗакСе Петербурга состоялось заседание комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству, где рассмотрели ситуацию с «оптимизацией» городской схемы размещения мелкой розницы — с начала 2025 года из схемы — из 4300 земельных участков — исключено уже 653 участка и на очереди «актуализация» еще 3000 участков. Это не добавляет оптимизма малому бизнесу, который добросовестно работает с городом, и он собирается оспаривать исключения из схемы в суде.

На заседании кроме депутатов ЗакСобрания Ирины Ивановой, Наталии Астаховой и других, были также представители комитетов: имущественных отношений (КИО) — с которым предприниматели заключают договора размещения и комитета по промышленности, инновациям и торговле (КППИТ), который наполняет эту самую схему размещения объектами. Предприниматели впервые увидели Александра Ситова, врио председателя КППИТ, в этом статусе, до этого на встречах бизнеса, получив статус врио, он замечен не был.
Оптимизация и актуализация — эти термины в устах чиновников означают для предпринимателей одно — прекращение бизнеса. Но у чиновников более оптимистичный взгляд на ситуацию. Его изложил Андрей Туркин, начальник управления КИО по распоряжению земельными участками. Он отметил, что скорее всего, даже на участке, который исключили из схемы, пять лет по договору объект простоит, а вот материальной компенсации тем, чьи участки исключают из схемы, конечно, не дадут, но если арендатор правильно исполнял договор аренды или размещения, он имеет право на альтернативный участок. В схеме же есть 1000 свободных участков.

- Депутат Ирина Иванова спросила, почему же исключают участки, которые какое-то время назад были выиграны предпринимателями на аукционе?
Александр Ситов в своем выступлении в свою очередь отметил, что до конца действия договора НТО на исключенных участках простоят, это право не оспаривается, и в схеме есть 1000 участков, свободных от сделок, и добросовестный бизнес всегда может получить альтернативу.
Ситуацию с альтернативой прояснила Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу».

РОО провело исследование и обнаружило, что из 1684 как бы свободных участков под НТО в Петербурге — 744 — это участки под летние кафе и веранды, их могут занимать только арендаторы и владельцы стационарных и нестационарных помещений, примыкающих к этим участкам, и они не пригодны для торговли. Примерно 910 участков можно рассматривать как альтернативные, но есть нюансы.
«Мы с активом нашей организации обследовали три района, — рассказала Янина Тихонова-Гришина, — Выборский, Приморский и Калининский, и выяснилось, что подходящими под альтернативные в той или иной степени являются всего 70 участков, а действительно свободными от сделок — всего 9«.
По городу таких участков оказалось 160, а совсем не 1000 (напомним, уже исключены из схемы более 600, а готовятся к «оптимизации» 3000 земельных участков).
- Тем более, говорит Янина Гришина, что исключены многие автостоянки, автосервисы, которые располагались в НТО, а занять им может предлагаться участок под продуктовую тележку или киоск. «Убираемый из схемы киоск, конечно, захочет получить место под киоск, а автостоянка — место под автостоянку», — резюмировала руководитель «Содействия».
Янина Тихонова-Гришина рассказала также о том, что в районах администрации отказываются включать в схему новые участки, ссылаясь на директивное письмо из КППИТ, в котором говорится, что новые участки не допустимы. «А имеющихся, получается, нет», — говорит она.

На заседании выступил уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Валерий Калугин. Он отметил, что в результате оптимизации схемы и исключения из нее участков, бизнес лишается работы, как и сотрудники компаний-арендаторов, а их семьи оказываются в непростом положении. Следующий год в Петербурге — выборный, и это очень странные действия. Кроме того, бизнес-омбудсмен напомнил, что 3-4 года назад эти исключаемые по требованиям тех или иных комитетов участки, получали согласования этих комитетов и только после этого участок был передан предпринимателю. Это не оптимизация, а ликвидация бизнеса, резюмировал Калугин.
- Ирина Иванова обещала сделать официальные запросы исполнительной власти о количестве исключаемых земельных участков и планов на эту тему, сообщила она.
- Александра Ситова спросили также о программе госларьков и когда они появятся в городе. Чиновник ответил, что в конце апреля первые 10 установят на улицах Петербурга. «Но не объяснил, — отметила Янина Гришина-Тихонова, — как будут распределяться места между арендаторами этих участков».
Осталось также непонятным, почему вообще началась такая мощная зачистка НТО в Петербурге в 2025 году.
Мнения
Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг»:
«Я три раза хотел уйти с этого заседания, когда говорили чиновники. Врио председателя комитета начал доклад, что он никому не запрещал включать новые участки, право есть по закону, но есть же письмо на эту тему, его показывают в районах и отказываются включать участки. Докладчик отметил, что письмо не обязательно для исполнения.
И об альтернативных местах — нет этих альтернативных мест, мы исследовали схему, готовы показать результаты исследований. Я задал вопрос — есть же федеральный закон о торговле, его статья 10 запрещает исключать участки, есть решение Конституционного суда на эту тему — оказывается, чиновникам нужно изучать судебную практику, пока они ее не изучали.
Мы оспорим решение комитета об исключении. Подадим иск в городской суд и при необходимости дойдем до Верховного суда. Хочу отметить, что на территории РФ выиграно 10 аналогичных дел и решения закреплены Верховным судом. А затраты будут взыскивать с чиновников».
Ирина Иванова, депутат ЗакСа Петербурга, председатель профильной комиссии:
«Насколько нам объяснили – полной картины пока нет и у главного администратора проекта — комитета по промышленной политике, инновациям и торговле. Сбор этих сведений еще продолжается и завершится к середине, а возможно только к концу текущего года. Из 4300 объектов около 3000 полностью пока не обработаны. Как заверил глава КППИиТ Александр Ситов, конкретные решения будут принимать в плотном контакте с районными властями, жителями и бизнесом – теми, кто к земле ближе всего.
Данные по местам в схеме, которые числятся свободными, но по факту находятся в договорных отношениях и работают, мы запросили в профильных ведомствах — КППИиТ и КИО. Также будем анализировать информацию – сколько на самом деле свободных участков у города – по факту, а не на бумаге. И как в таких условиях будет работать правило предоставления альтернативных участков, которое мы вводили в законодательство как раз ради сохранения бизнеса».