Блогер Александра Митрошина была арестована по статье 174.1 УК РФ — легализация денежных средств. Юрист Наталья Горячая попросила Дмитрия Галанцева из адвокатского бюро «Пропозитум» рассказать о том, в каких случаях может быть возбуждено уголовное дело по этой статье. И чего не нужно делать.

«Напомню, что эти цифры замелькали в новостных сводках в связи с делами Елены Блиновской, Лерчек и Александры Митрошиной, пишет Наталья Горячая в своем канале. — Нам с вами было интересно, почему после неуплаты налогов (статьи 198 или 199 УК РФ) следователи возбудили дела по статье 174.1 и 187 УК РФ.
Вот ответ Дмитрия на этот вопрос.
— По статье 174.1 УК РФ (“Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления”) нет минимального размера, ниже которого не возбуждается уголовное дело.
Ключевые моменты:
1. В статье не предусмотрен пороговый размер суммы для привлечения к уголовной ответственности. Главное – сам факт легализации имущества, добытого преступным путем.
2. В отличие от статей 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов), где есть определенные размеры задолженности, в 174.1 УК РФ сумма легализованных средств влияет только на квалификацию (обычный состав или особо крупный размер).
Отличие от 174 УК РФ:
В статье 174 УК РФ (отмывание чужого преступного имущества) есть минимальный размер: значительный ущерб (от 250 тыс. рублей).
В статье 174.1 УК РФ такого ограничения нет, поэтому теоретически уголовное дело могут возбудить даже при небольшой сумме, если есть доказательства легализации преступных доходов».
Дмитрий Галанцев, адвокатское бюро Пропозитум
«Вот и получается, что в ситуации, когда неуплата налогов вылилась в покупку чего-то большого и дорогостоящего, следом идет статья 174.1, — комментирует Наталья Горячая. — И здесь уже не имеет значения, на какую сумму была осуществлена покупка чего-либо. И считается, что переход денег , сэкономленных на налогах, в квартиру, машину, дачу, яхту является легализацией. И срок давности по этой статье — 10 лет».
Читатели активно комментируют разъяснение адвоката.
«Если я правильно читаю закон, то то, что переводится на банковские счета, тоже как бы уже легализовано. То есть, цепочка такая: поступили на счет ИП, со счета ИП на личный и — вуаля.
Ну и банки видят эти деньги как «доход от предпринимательской деятельности», они же не знают, уплачен ли с них налог. И наверняка несколько банков, несколько ИП», — пишет пользователь Телеграм.
«ИП на УСН 6% вовремя не заплатил налоги на сумму 1500-2000 руб, — приводит пример другой пользователь Телеграм. — Перевёл себе деньги на карту и купил несколько плиток шоколада, которые съел. На счете у него пусто, так как он снимал деньги на жизнь. Когда ФНС выставила претензию и арестовала счета, то он занял денег у жены (родственников) и оплатил недоимку. Внёс на счет и оплатил задолженность по налогам с пенями и штрафами. ФНС довольна и претензий не имеет. Но тут из-за угла выбегает СК РФ и арестовывает ИП за легализацию«.
Дмитрий Галанцев отвечает комментаторам:
«Парадоксально, но «стырил — не трать» – выглядит как рабочая схема. Важно понимать – именно против применения ст.174.1 УК РФ (легализация).
Логика следствия банальна: до того как она легализовала доход (читай, погасила задолженность по налогам и т.п.) – она купила квартиру. А это отдельное преступление. Собственно, все. И да, вы совершенно правы – это может быть не только квартира, а машина, дача, красивые Rolex … или что там вам по душе… А если бы она это сделала после того, как все погасила – состава бы не было», — отвечает юрист.