В Петербурге принимается закон, который закрепит ларьки на частных территориях за городской схемой размещения НТО. Это уравняет киоски на городских участках и частных, и повлечет за собой согласование проекта благоустройства, а в случае его отсутствия — снос. Кроме того, у местных властей появится возможность сносить все, что они посчитают нужным. Могут пострадать не только НТО возле жилых домов, но и фестивали, ярмарки, а также фуд-траки и киоски в таких пространствах, как Новая Голландия, Севкабельпорт, Ленполиграфмаш, и возле торговых центров. Бизнес считает — не надо принимать новых законов об НТО, нужно исполнять существующие и упрощать согласования.

Немного о самом законе. Законопроект звучит как «Проект постановления Законодательного собрания Санкт-Петербурга о законодательной инициативе о принятии федерального закона о внесении изменений в отдельные законы Российской Федерации». Документ прошел первое чтение в ЗакСе Петербурга и поправки в него принимаются до 12 марта.
Написали его депутаты Валерий Гарнец (бывший глава Выборгского района Петербурга) и Денис Четырбок. Было это в июле 2024 года, «СДП» писал об этом здесь и здесь. Законопроект готовился не только как местный закон, но и как федеральная инициатива, которая введет эти правила по всей России. Для этого должны принять поправки в федеральный закон о торговле, который сейчас защищает частную собственность — земельные участки и их использование от жесткого регулирования государства. Атака на частные территории в Петербурге в 2025 году началась одновременно с «оптимизацией» схемы размещения государственных участков НТО, из схемы могут исключить до 1,8 тыс участков при наполнении 4,5 тыс. и уже исключены более 700. СМИ писали, что даже Невский остается без летних кафе, киосков по продаже экскурсий и тележек с водой и мороженым.
- Бизнес считает, что законодательства, которое сейчас регулирует НТО и так достаточно, а усилия законотворцев надо направить на незаконную торговлю, которая в городе продолжает процветать при попустительстве районных администраций и полиции. Они предлагают отделить законопслушный бизнес от нарушителей и бороться с последними.
Летающие павильоны
Вчера в Петербурге прошел круглый стол, посвященный теме «оптимизации» НТО на частных земельных участках, котором приняли участие представители бизнеса и власти. Они сделали свои прогнозы — как законопроект, если его примут, отразится на малом бизнесе страны, Петербурге и городской жизни.

Ирина Иванова, депутат ЗакСа Петербурга, считает, что общество разделилось на тех, кто хочет иметь такие киоски у своего дома и тех, кто не хочет. «Я три года занималась одной улицей рядом с метро Удельная, — рассказала Ирина Иванова. — Там были сделаны подложные документы и рядом с домами поставили павильоны — это были буквально «летающие» павильоны, они просто перелетали на разные места (меняли дислокацию, менялся адрес, и их не могли убрать власти — Ред.). Я против того, если это касается частных территорий — особенно креативных пространств, и там не нужно внедрять схему размещения. И если мы удалимся на территорию деревень и поселков — там местные власти после принятия этого закона не будут включать в схему никого и никогда, но участки при МКД и на частные территории — это разные вещи. Я — за регулирование на участках МКД», — говорит депутат.

Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга, считает, что инициатива Заксобрания ограничивает право использования земельного участка, «и ни Гражданский кодекс, ни Земельный кодекс сейчас этого не позволят». У нас есть правила благоустройства (961 постановление правительства Петербурга), подземные коммуникации и противопожарные правила, и «никакого включения в схему размещения частных участков не нужно», подчеркнул бизнес-омбудсмен. Внесение в схему частных территорий — избыточно. «Все отрегулировано — от внешнего вида до коммуникаций. Нужен короткий четкий перечень причин отказа размещения в схеме. А в том конце участка поставить киоск, или в этом — пусть решает собственник», — сказал Валерий Калугин.
Виктор Саукин, глава ГК Вестр (частный банк земельных участков под НТО) полагает, что проблема есть — непрезентабельного вида НТО стоят на разных частных участках. Но все отношения в этой сфере уже отрегулированы, просто правила не всегда исполняются. При принятии законопроекта пострадают добросовестные собственники участков. «Эти новые нормы несоразмерно ограничат права собственников. Функция торговли на них уже утверждена и дополнительное регулирование путем включения в схему — избыточно», — считает Виктор Саукин.
Одна кампания
Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», прежде всего отметила, что в Петербурге в настоящий момент идет массовое исключение из схемы размещения НТО и бизнес считает, что это незаконно, по причине того, что объекты «включались в схему по всем правилам, с согласованиями». «Плюс объекты, полученные бизнесом через аукционы — город уже продал бизнесу право пользования участками, но теперь исключает их из схемы, то есть лишает этого права», — говорит Тихонова-Гришина. Следующим шагом предлагается включить объекты на частных территориях в схему размещения. «Но мы видим, как из схемы не по закону, а по желанию чиновников могут быть исключены любые объекты», — подчеркнула спикер.
- Янина Тихонова-Гришина отметила, что к НТО следует относиться «более культурно»: НТО — это не ларьки, нет такого юридического термина «ларьки», и нигде это не прописано, говорит она, НТО — это киоски, павильоны, автостоянки, другие объекты, а не железяка, это люди, которые там работают, и семьи, которые живут за счет этих объектов. Это прибыль в копилку Петербурга и спокойствие горожан. А что будет, если примут этот закон — рынок НТО будет полностью зависеть от государства. Нужно больше уделать внимания нелегальному бизнесу, это вопрос МВД.
Частные территории — креативные кластеры
Руководитель экспертной группы по креативным индустриям в Петербурге Дмитрий Тимуршин рассказал, что креативные индустрии по 17 направлениям вошли гастрономия и фестивали, которые очень развиты в Петербурге. «Частные территории — это креативные кластеры. Инвестпроекты начинаются с создания точек притяжения. И такие точки притяжения просто исчезнут. Это может быть торговля, и сувениры, и этот законопроект может это все просто отменить. И третий момент — культура еды, она зародилась на первых креативных площадках Петербурга. Сейчас начать свой бизнес в сфере гастрономии очень сложно и очень дорого. И на таких частных территориях они могут зарождаться — это по сути моделирование будущего бизнеса. И оно может исчезнуть. Мы лишим начинающих предпринимателей возможности открывать новые заведения», — подчеркнул спикер.
Чтобы работать по закону
Юристы, участвовавшие в работе круглого стола высказали мнение, что если город стремится упорядочить недобросовестных — для этого уже есть огромное количество ресурсов: это договор аренды и размещения, есть также штрафы и расторжение договора. Все и так достаточно сложно. «Попробуйте получить разработку проекта согласования с КГА проекта благоустройства? Не получите. Надо упрощать это все. 6 месяцев может понадобится на включение участка в схему и потом по второму кругу нужно опять все согласовывать. Недобросовестных не так много, но тень они бросают на всех», — отметил представитель юридического сообщества.
Есть МКД, где за счет арендаторов отремонтированы фасады
Юрий Рагулин, генеральный директор ООО «Айсберг» и опытный участник рынка НТО отметил, что есть определение Конституционного суда от апреля 2021 года, где говорится, что собственники участков вправе разрешить использование участка, если это не нарушает законодательство. Муниципальные же органы не наделены полномочиями устанавливать правила благоустройства, отметил спикер, и не могут устанавливать запрет на установку объектов.
«Я бы разделил эти объекты НТО на законные и незаконные. Жаль, что здесь нет автора законопроекта — Валерия Гарнеца. Мы, как арендаторы участков, не понимаем, каким образом мы ущемляем права третьих лиц. Есть протоколы собраний жильцов. За аренду участка, например, проголосовало 70,4% жителей. Это можно проверить. Деньги идут на нужды дома — которых сейчас нет на эти нужды в Фонде капремонта. И есть дома в Петербурге, где за счет арендаторов отремонтированы фасады МКД, установлены новые двери, системы видеонаблюдения. Мы ничего не нарушаем. Но есть те, кто годами стоит незаконно, не оплачивает аренду, по этому поводу написаны десятки писем в комитет по законности, есть решение суда, что павильон нужно убрать, но он стоит. И недовольные жители пишут письма депутату Валерию Гарнецу. А если убрать незаконные, вы увидите, сколько их останется», — и Юрий Рагулин показал фото незаконного павильона который стоит в Приморском районе по сей день.
Термин «ларьки» должен быть разрушен
Депутат Дмитрий Павлов, сторонник оптимизации НТО, который недавно высказался о «зачистке города от ларьков», рассказал, что город сокращает программу НТО и он вправе это делать, но депутат абсолютно не согласен с инициативой регулирования НТО на частной земле. «Если она будет зарегулирована, она не будет в полной мере частной, — отметил Павлов. — В моменте, когда город сокращает НТО и эта инициатива, она вызвала триггер. 80% предпринимателей — законопослушны. Но есть такие, как стоят незаконно в течение пяти лет. Можно допустить, что кто-то в этом заинтересован. Но надо не торопиться по поводу решений. Город на своих участках имеет право регулировать и облик, и архитектуру, и чтобы термин «ларьки» был разрушен. Постарайтесь как предприниматели, чтобы ваше сообщество боролось с такими деятелями».
Высказались на круглом столе и жители.
Председатель совета жилого многоквартирного дома по адресу пр. Просвещения, дом 32, корп. 1 Лариса Борзых рассказала, что их дом стоит на пересечении торговых путей, и в доме долго боролись с ларьками, нелегальными, и главой администрации района в это время как раз был Валерий Гарнец. «Он нам сказал, ребята идите в суд. Лет 6 мы не могли с ними сладить. Потом пришли добропорядочные арендаторы. Мы им сказали — будете работать, но не торгуйте овощами, это плодит мусор, привлекает крыс. Проблема вывоза мусора в бизнесе НТО стоит очень остро. Сегодня аренда участков — это сопоставимая сумма с коммунальными платежами. В Фонде капремонта на некоторые наши просьбы нам говорят — даже не мечтайте. А с помощью аренды мы можем начать ремонт крыши», — рассказала Лариса Борзых.

Предприниматель Юрий Жорно, компании которого в этом году исполняется 38 лет, привел пример общения с со службой главного архитектора, которая пыталась согласовать цвет туалета на частном участке предпринимателя и предприниматель искренне удивился, что именно этот момент волнует чиновников. «Законные ларьки тем временем проверяют, отклеилась бумажка ( с кодом — Ред.) и страх, а незаконные никто не проверяет, — поделился наблюдениями Юрий Жорно. — Но если есть незаконная деятельность, ей всегда кто-то покровительствует -это мое личное мнение и суждение. Это либо местные администрации, либо правоохранители. Но из-за того, что существуют участники рынка -«паршивые овцы», надо ли закрывать весь бизнес? Надо понять, противоречит ли законодательная инициатива противоречит кодексам и Конституции».
«Я хочу поставить НТО на своем участке и у меня 9 отказов в согласованиях и каждый при повторной подаче документов — новый отказ. Спросил, может быть, занести? Нет, был ответ, взяток не берут. Но каждый раз новая претензия. И потом признают, что часть претензий незаконны. И так по кругу. Я неправильно расположил дорожки и им не нравится задний фасад НТО — это некрасиво и дорожка узковата, чтобы по ней пройти пешком, и это подписано главным архитектором города!», — возмущается Юрий Жорно.
- «Весь юг России повсеместно использует частные участки под НТО — летние кафе, павильоны — магазины, и так далее, что востребовано туристами, и можно представить, как нам за этот закон поклонится вся Россия», — подытожила дискуссию Янина Тихонова-Гришина.