1 марта — особенная дата для легпрома и торговли — начинается маркировка изделий «третьей волны» — нижнего белья, купальников, носков, перчаток, шапок, шарфов и пр. Это вызывает много вопросов, и вообще физически возможно ли промаркировать миллионы носков, если ты их не произвел, а честно приобрел товар у оптовика? «СДП» спросил участников рынка, как они справляются с маркировкой третьей волны и удалось ли обуздать предыдущие «волны», чтобы работать спокойно.

Есть несколько дат, важных для маркировки третьей волны, сообщает сайт «Честного знака». Собственно, 1 марта, когда маркировка стала обязательной для определенной группы товаров, и происходит подача сведений о вводе в оборот и выводе из него. С 30 июня 2025 года импортерам необходимо промаркировать все товары третьей волны, приобретенные до 28 февраля 2025 года, выпущенные таможенными органами после 1 марта, и подать сведения о вводе таких товаров в оборот нужно до 30 сентября. И с 1 июля вводится запрет выпуска немаркированных товаров, приобретенных до 1 марта, но импортируемых в РФ после. До 31 июля допускается оборот немаркированных изделий третьей волны, которые ввезены до 1 марта.
С 1 августа же вводится полный запрет на оборот и вывод из оборота при хранении остатков товаров, относящихся к третьей волне без маркировки. До 31 октября нужно промаркировать все остатки, ввод товарных остатков будет доступен до 30 ноября 2025 года. Все это описано на сайте «ЧЗ».
- Стоит отметить, что все это довольно сложно для простого запоминания, и требует специального разбора и хорошо бы на сайте иметь графическую памятку в виде таблицы: что нужно делать, когда и какие наступают последствия, говорят участники рынка.
Продавцы не продают
«У импортеров еще время есть, — говорит Ирина Миронова, директор Модного дома «Леди Шарм». — Мы как производители женской одежды, не импортируем и не производим ничего из третьей волны. Но в наших магазинах эта продукция есть. Это значит, что с середины марта начнем маркировку остатков: носочно- чулочной группы, шарфов, перчаток и нижнего белья. Маркировать остатки мы должны закончить до 30 июня в рознице, а с 1 августа — запрет на оборот и вывод из оборота, то есть вся розница должна быть промаркирована. До 31 октября нужно сделать все складские остатки. Нужно описать все карточки, сгенерировать все коды, разослать в магазины, приклеить, это все трудоемко. Отвлекаем наших сотрудников от торговли. Продавцы не продают, технологи садятся писать карточки. Схема уже отлажена — но это трата времени и денег, нужно купить еще один принтер и потратить время наших сотрудников», — сетует директор.

Ассортимент резко уменьшится
ИП Теренкова А. Ю. Северобайкальск, Республика Бурятия:
«Работаю как ИП с 1993 года. Сейчас просто делаю распродажу подследников и уже с осени торговать ими не буду. Каждый из следков маркировать — это утопия. Легче избавиться от них. Нет следков, нет проблем. А также от ряда другого товара. Уже вчера коробки выставила в распродажу. Носки производства Китая — туда же, футболки. И весь Китай, который брали на рынках у оптовиков. Они маркировать и работать через УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) — Ред.) не собираются. Поэтому и товара этого больше не будет. Ассортимент резко уменьшится. А если у меня начнутся «глюки» на кассе с маркировкой, то просто закроюсь. Доводить до конфискации не хочу и не буду. Мне государство не давало денег на этот товар. И куда его девать, дарить или выбрасывать, я сама решу. Кто придумал ЧЗ для носков, колготок, пусть сам торгует».
До ноября надо промаркировать миллионы подследников
Наталья Сабирова, управляющий директор чулочно- носочной фабрики «Ижтекс», город Ижевск:
«Мы работаем с капроновой продукцией. Вы даже не представляете , что происходит с внедрением маркировки в нашей сфере . У нас же мелочовка. Следки, носки, гольфы, колготки. Сейчас мы не успеваем обслужить заказы и стоим. Ждут все. Сети, оптовики, маркетплейсы поставлены на стоп. Звоню коллегам — чулочникам, у всех продукция стоит контейнерами. Не успевают с ЧЗ. Система работает с огромным трудом, модерация идет медленно, нет интеграции с программой 1С. У нас в основном наборы, по 2-3 пары. Их заносить в систему — уйма времени. Написали в 1С об отсутствии интеграции. Система ЧЗ не видит их. Нам ответили — «ведется исследование, точный срок завершения работ неизвестен».
Написала руководителю группы ЧЗ лично. Ответ: «У вас есть только три варианта — через программу 1С , вручную через ЧЗ, и выгрузка xml через ЧЗ». Вручную забивать только 600 наборов- это 2 недели, а интеграция с 1С не работает (но нам опять не верят), пиратская версия xml вообще не спасение. Все равно надо ее вручную набирать. На обслуживание всей этой системы нужен целый штат. Причем, обученных людей с организацией рабочих мест. Где их взять? Держимся изо всех сил. Даже, когда нам один за другим отказывают все китайские фабрики в поставке сырья. Качественной нитки на производство колготок в России нет. Нет спандекса, химикатов, мягчителей, картона, красителей. Мы везем все это втридорога через третьи страны. До ноября нам надо промаркировать миллионы подследников».
«С маркировкой не справились. Закрываемся»
ИП Кулешов Н.Е. Челябинская обл., г. Миасс:
«Продаем трикотажные изделия и чулочно-носочные. С маркировкой не справились: ни со второй, ни с третьей волной. Никак не можем даже 8-ую версию 1С отладить для работы. Всё сложно. Закрываемся».
ИП Тепляшина Я.В. Екатеринбург:
«Вторая волна: промаркировалась через «помогаек». Общаясь в чате, поняла , что вышло это совсем неправильно и проверку не пройду. Пришла третья волна — буду закрываться, может пару месяцев простою, маркировать носки, трусы и пижамы не собираюсь. Деньги на ветер! Все равно, если придут с проверкой, конфискуют».
ИП Кравченко В. Н. Ростовская обл.:
«Обувь промаркировали, по упрощённой системе, потом ЧЗ аннулировал марки (надо было заново описывать). Мы ничего не стали делать и просто раздали остатки обуви тем, кто покупал текстиль. С обувью закончили. Сейчас продавец маркирует 2 волну, а я не смогу, может ума нет, а может возраст, 64 года. Честно сказать, ничего не хочется, продажи плохие, а ещё и ЧЗ».
ИП Воронцова С.А, Кингисепп Ленинградская область:
«Как я справилась со второй волной, да как и вся страна! Марки есть, но толку нет, так как товара много, сделать для меня правильно было не по силам. Для такой работы времени дали мало. Буду ли я сокращать ассортимент, скорее нет, иначе смысла в работе нет. Если ничего не изменится, буду закрываться. Это не работа, а издевательство. Если правительству мы не нужны, пусть сами возят товар и снабжают население самым необходимым».
«Не прошли модерацию 700 карточек»
ИП Чернецова С.А., Петербург:
«С маркировкой первой волны я думала, что справилась. Но нет: коды на обувь списали и не вернули.
С маркировкой второй волны ещё не справилась, есть остатки на складах трех магазинов. Ещё не успела даже переписать товары, чтобы сделать карточки. А коды, которые сделаны, не совпадают с товаром, потому, что не все смогла описать и делали их примерно — по цвету, составу, артикулу. Теперь надо заниматься третьей волной. Но пока не получается. У меня в ассортименте детская одежда, женская одежда, обувь и игрушки. Все, что переписала, в системе ЧЗ не проходят карточки. Якобы нет таких шаблонов. Как например,» унисекс халат детский» или «рубашка детская 68-74». «Носки 3-4» возраст указан на этикетке, но в системе требуют длину стопы, предлагают изменить данные на этикетке. И по этой причине мы не прошли модерацию 700 карточек носков. Мне кажется, программа сама не готова к третьей волне».
Отметки на карте нет
Алексей Зажигин, предприниматель из Мурманска и Петербурга, владелец сети «Бизнес Стиль»:
«Уже заметил рост стоимости изделий, иногда в 2-3 раза. Что касается второй волны, то мы с ней не справились. Хоть мы и закупаем уже маркированную продукцию у российских производителей, и несмотря на то, что у нас были московские специалисты из ЧЗ и заверили нас, что все работает хорошо, нарушения в личном кабинете программы у нас появляются постоянно. Более 5% чеков в кабинете уходят в нарушения. В срочном порядке поехал в недавно открытый «Центр помощи в маркировке», и был неприятно удивлен, выяснив, что ни кабинета, ни вывески, ни отметки на картах о том, что он работает по такому-то адресу, нет. Работает этот «центр» всего два дня в месяц. А на круглом столе в Госдуме еще отмечали, что «туда никто не ходит».
Комментарий ЦРПТ
«По расчетам «Честного знака» (готовы предоставить документ редакции), — пишут из пресс-службы ООО «ЦРПТ», — стоимость нанесения маркировки можно значительно оптимизировать, используя для регистрации в системе текущей УКЭП для работы в ФНС, а также бесплатные решения, который предлагает «Оператор». В частности: «Маркировка. Просто» (бесплатное приложение, разработанное «Честным знаком», которое объединяет в одном месте заказ кодов маркировки, печать этикеток и ввод товаров в оборот), а также сервис «ЭДО Лайт» и предложение «Честный знак.Бизнес», которое позволяет использовать камеру обычного смартфона для считывания кодов маркировки. Оператор готов оказывать консультации по подобным бесплатным решениям и предлагать наиболее оптимальные схемы».