Общественники-контролеры, как они себя называют, обходят небольшие торговые точки одежды и обуви, сканируют коды маркировки и показывают продавцу, что готовы отправить сведения об ошибках в «Честный знак». Одновременно предлагают не делать этого и подают некие знаки. То есть, занимаются вымогательством.

Случай произошел с владелицей небольшого петербургского магазина детской одежды и обуви Светланы Чернецовой. К ней в магазин пришла группа молодых людей, которая начала осматривать этикетки к обуви и потом обратилась к продавцу с заявлением, что коды маркировки выдают ошибку. Показали удостоверение межрегиональной общественной организации защиты прав потребителей «Закон и порядок». Одновременно визитеры стали спрашивать продавца, отправлять ли жалобу на неверный код в «Честный знак» или нет, и складывали руки домиком над головой. Продавец даже не поняла, чего они хотят, и позвонила владелице.
Светлана Чернецова как раз ехала из прокуратуры, куда обратилась по поводу проверок Роспотребнадзора, которые ранее произошли в ее магазине и ей проверяющие велели «устранить ошибки» — то есть, перемаркировать 5750 кодов обуви, которые выдают ошибку.
Но выяснилось это еще раньше, рассказывает Светлана. В начале декабря в ее магазине был показательный объезд «Честного знака», где присутствовал и Валерий Гостюшев, менеджер проектов товарной группы «Легпром и Обувь» ЦРПТ (оператор системы «Честный знак»). Валерий Гостюшев тогда пояснил, что коды маркировки «первой волны» обуви были аннулированы системой по причине того, что в первую волну их выдавали бесплатно и некоторые компании заказали их миллиарды. Видимо, в эту обувь попал и товар Светланы Чернецовой. 22 января Валерий Гостюшев был еще раз в магазине Светланы Чернецовой и несколько часов фотографировал неправильные коды, и также, по словам владелицы магазина, обещал помочь с перемаркировкой товара. Часть товара, как поясняет Светлана, белорусская обувь, была получена от московского поставщика, но по ЭДО коды товара к ней почему-то не перешли. Все это показывает ошибки и может стать причиной проверок и дальнейших санкций.
Кроме того, такая ситуация может стать приманкой для проверяющих из недобросовествных общественных организаций, которые, получая об этом информацию каким-то образом, пытаются заработать.
Светлана по телефону рассказала «проверяющим», что едет из прокуратуры, где на столе у прокурора лежат как раз те документы, которые вызвали интерес общественников — обращение по поводу проверки Роспотребнадзора, который выявил «неправильные коды» на обувь, которую невозможно перемаркировать без участия «Честного знака», но представители программы так и не появились ни в магазине Светланы Чернецовой, ни хотя бы по электронной почте с того момента, как их сотрудник был в магазине и несколько часов фотографировал неправильные коды.
Услышав про прокуратуру, проверяющие немедленно ушли.
Ситуация с кодами, неправильными кодами, техническими ошибками требует участия «Честного знака», о чем предприниматели и сообщают его оператору. Но ответа во многих случаях не получают.