ИНФОлайн: главный тренд в стране — одиночные домохозяйства

Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine, рассказала, что российский рынок общепита достиг оборота в 5 трлн рублей, а главный тренд 2024 года — рост одиночных домохозяйств, которые тянут за собой развитие сектора готовой еды в ретейле и обострение борьбы за этот кусок рынка с общепитом. 

В 2024 году готовая еда привлекала все больше покупателей — во всех форматах своей подачи: в ресторанах, фуд-моллах, на полках супермаркетов. Тренд продолжится

Деньги в России — самые дорогие в мире, отметила Светлана Силенина на заседании клуба «Ресторатор», организованного Фонтанкой.ру, рассказывая об итогах года на рынке общественного питания. Четыре основных главных вызова для потребительского рынка вцелом — это прежде всего все, что связано с импортом — слабый рубль, проблема с логистикой и оплатой, проблемы даже со странами, с которыми сохранились нормальные отношения.

Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine: 44% домохозяйств в России состоят из одного человека

Второй момент — все, что связано с денежными средствами, они в России самые дорогие в мире, так как разрыв между ключевой ставкой и инфляцией слишком велик, более высокой стоимости денег нет нигде, сказала Светлана Силенина, и даже в Турции разрыв меньше, а если сравнить с Казахстаном, там похожая инфляция, но ставка ниже, то такой порядок делает даже покрытие текущих расходов слишком дорогостоящим, отметила специалист.

Одна из огромнейших проблем рынка общепита — это проблема персонала, но нет ни одной отрасли, которая бы не столкнулась с такой проблемой. За последние годы с рынка «выпали» более 2 млн человек — это люди, которые ушли на СВО, это мигранты, которые «не приезжают больше к нам», или были депортированы, и это сказывается на всех экономических процессах. Та же проблема с денежными переводами теперь гораздо проще решается, например, в Южной Корее или Казахстане, куда теперь и поехали мигранты из Средней Азии.

И это, безусловно, влияет и будет влиять на экономику. И если этот процесс сопроводить ростом цен на услуги монополий, ситуация усугубляется. Важным моментом является персонал, количество которого сокращается, но и количество едоков в стране также снижается, так как рождаемость падает, говорит Светлана Силенина.

Главный тренд в стране — одиночные домохозяйства

За последние 10 лет количество одиночных домохозяйств — состоящих из одного человека, выросло в два раза. 44% домохозяйств в стране — состоят из одного человека, их 28,5 млн человек. Такие домохозяйства чаще склонны к покупке готовой еды или посещению заведений общепита, это позитивный момент для рынка, отметила Силенина.

Динамика численности населения РФ по возрастам. Источник: консалтинговое агентство ИНФОлайн

И хотя оборот ретейла в пять раз больше общепита, но динамика в общепите более высока, чем на рынке ретейла. Такого активного потребления не было с 2007 года. Оборот итогам 2024 года общепита составит более 5 трлн рублей. Это несколько выше, чем подсчитал Росстат, но они не учитывают дробление бизнеса и большое количество ИП, а также школьное питание, пояснила специалист. Динамика общепита выше, чем инфляция, а рост 12-14%, это хороший рост. Некоторые сети показывают рост и 25%, но в среднем это 12-14%.

Проблемы рынка общепита — это персонал, рост себестоимости меню, так кофе вырос в цене на 20-60%, растет фудкост, растут зарплаты персонала, но есть плюсы. Это прежде всего — низкая консолидация рынка общепита. В общепите только 10-12% приходится на топ-10 игроков. Рост цен меню составил 15-20%. И все чаще в ресторанах на вокзалах, бизнес-центрах владельцы предпочитают не открывать собственные заведения общепита, а приглашать специалистов.

Региональная структура рынка общепита. Источник: ИНФОлайн

Первое место по рынку общепита в России занимает Москва — это рынок величиной в 13 млн человек, и плюс туристический поток. Петербург занимает второе место, но важный показатель — по количеству заведений общепита на 100 тыс жителей, Петербург сильно опережает Москву, отметила Светлана Силенина. Рынок очень развит, здесь много интересных ресторанных концепций, Петербург — город пекарен и булочных, 5,5 млн жителей и 11 млн туристов (по данным за 2024 год) помогают развиваться рынку общепита в Петербурге.

Готовая еда: конкурент или просто тренд

Это теперь не та готовая еда, подчеркнула Светлана Силенина, «которую в магазинах накладывают в лоточки, это современная еда, которая целыми дивизионами разрабатывается в торговых сетях, и она включает в себя рост доли готовой еды в обороте». Пока она отъедает процент у полочного пространства в супермаркетах, но покупатель все чаще предпочитает покупать готовое блюдо на ужин, чем условно по отдельности макароны, сосиски или котлеты и готовить их дома, но в какой-то момент готовая еда может начать наступать на фастфуд, доставку, так, например, сервис»Много лосося» ( крупная сеть доставки суши и роллов — Ред.) имеет уже оборот 7 млрд рублей. В денежном выражении продажи готовой еды за четыре года выросли в два раза.

Рейтинг сетей общественного питания России

Как пример, сеть ВкуВилл активно развивает свои кафе, за прошлый год открыли более 200 кафе, и теперь в сети 599 кафе, у ретейлера есть бесплатная доставка еды, в том числе, корпоративная по подписке, есть также пиццерии, все это — интересный опыт, отметила специалист.

Рестораторы с интересом прослушали доклад Светланы Силениной, но вяло отреагировали на «обострение борьбы», так как «мы продаем не еду, а впечатления», сказал шеф-повар и ресторатор Дмитрий Блинов (Duo Gastrobar, Tartarbar, Frantsuza Bistrot), один из спикеров паблик-тока.

(О том, какие настроения царят на ресторанном рынке Петербурга, читайте репортаж чуть позже).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс