Не знаем, что загадали на Новый год вы, но у Дональда Трампа был большой список пожеланий к Санте. И в первой тройке его желаний точно был остров Гренландия, пишет Антон Аграновский, инвестор в IT и эксперт, владелец телеграм-канала AGR Media.
«Это покрытая ледяной коркой автономия на 60 тысяч человек, — пишет Антон Аграновский. — Формально Гренландия под Данией, и переговоры полагается вести с ней, но фактически это отдельное государство.
И сама Гренландия предпочитает, чтобы разговаривали все же с ней. В новогоднем обращении к населению глава местного правительства Муте Эгеде сказал: «Пришло время следующего шага для нашей страны». Это он о полной независимости. Ах да, еще Эгеде сказал, что Гренландия не продается.
Зачем Штатам нужна Гренландия. Ультракоротко:
Есть первый блок очевидных причин — военные и геополитические. Тут удобно поставить авиабазу (она уже и так есть), это классный плацдарм для освоения Арктики и пр.
Но есть и второй — значение которого в последние годы умножилось. Таяние ледников открывает доступ к бурению скважин и все большему числу ресурсов: нефть, золото, железная руда, редкоземельные металлы. Совокупная оценка ресурсов самого большого острова в мире начинается от $1,7 триллиона.
Так сколько стоит этот остров?
В 1946 г., когда США вели самые серьезные переговоры с Данией о Гренландии, Гарри Трумэн предложил $100 млн в золотых слитках. Это $1-1,5 млрд в современном эквиваленте.
А в 2019 г., при первом президентстве Трампа, датчанам предложили уже $600 млн в год (неясно, навсегда ли) и не названную единовременную выплату в начале сделки.
Были и другие попытки:
В 1868 г. — сразу после покупки Аляски, чтобы замкнуть кольцо вокруг Канады, а потом уломать ее на вступление в состав США.
Аляска, кстати, тогда ушла за $7,2 млн — если считать в золотом эквиваленте, то получится $400-500 млн на современные деньги, но есть и радикально иные оценки. В любом случае, в России принято считать, что отдали за бесценок, а в США первые десятилетия считали, что переплатили — добавился огромный убыток при освоении территорий.
И в 1910-х — это было удобное время из-за экономических проблем Дании, но та продала Штатам другую свою территорию, Датскую Вест-Индию за $75 миллионов. Это архипелаг в Карибском море, теперь известный нам как Американские Виргинские острова.
А что касается переговоров сразу после Второй мировой, то серьезность намерений подчеркивает простой факт — информация об этих переговорах была засекречена вплоть до 1970-х.
Бывают и такие инвестиции.