Магазины на АЗС повели борьбу за трафик с магазинами у дома

Магазины на АЗС борются за трафик с магазинами у дома и пекарнями, которые работают как полноценные точки общепита. И те, и другие, предлагают расширенный ассортимент: кофе, выпечку, готовую еду, а также другие продукты. Эксперты говорят, что пришло время создать новые форматы и концепции, чтобы АЗС закрепились в умах потребителей как место, где можно не только заправить автомобиль, но и купить продукты питания: фрукты, овощи, заморозку, готовую еду, а не только выпечку и кофе. 

Магазины на АЗС предлагают расширенный ассортимент и привлекают к себе все больше посетителей. Фото: Газпромнефть

Сеть АЗС «Газпромнефть» на двух своих станциях в Петербурге запустила новый формат «Магазин у дома» с расширенным ассортиментом товаров. Новый концепт стал ответом на растущие потребности современных потребителей. Здесь предлагается расширенный ассортимент готовой еды и полуфабрикатов, сообщает РБК +.

Ассортимент такого магазина на АЗС нового поколения включает в себя кроме кофе и выпечки, чипсов и газированных напитков, широкий ассортимент первых и вторых готовых блюд, салаты, закуски, свежие овощи и фрукты, молочные продукты, а также бытовую химию и многое другое. Заметив текущие тренды, сеть «Газпромнефть» пустила на свои полки местных производителей, стараясь быть ближе к своим покупателям .

Здесь есть блюда национальной кухни, пироги и булочки, салаты, закуски, молочные продукты, свежие фрукты и десерты. Каждый продукт тщательно отбирается, чтобы гарантировать высокое качество и свежесть.

«Таким образом, инициатива «Магазин у дома» становится не только практичным решением для водителей и пешеходов, но и формирует новую культуру потребления. Этот подход демонстрирует, как инновации могут трансформировать традиционные услуги, улучшая клиентский опыт и делая его более удобным и эффективным», — говорят в компании.

Это средний класс и выше

То, что магазины на АЗС превращаются в полноценные магазины формата «у дома», это не только российский, это международный тренд, говорит Иван Федяков, генеральный директор консалтинговой компании INFOLine.

«Публика, которая ездит на автомобилях, она чуть более платежеспособная, чем все остальные. Это средний и выше класс, и, конечно, борьба за такую аудиторию весьма интересна, — рассуждает Иван Федяков. — В прошлом заправочные комплексы хорошо зарабатывали на продаже просто топлива, и не сильно могли заморачиваться на продаже чего-то дополнительного. Потом пошел тренд на продажу кофе в дорогу, теперь крупнейшие сети зарабатывают большую маржинальность на продаже кофе, чем на продаже бензина, в некоторых случаях. И во многих случаях для заправочного комплекса это становится основным источником прибыли, так как цены на оптовом рынке топлива достаточно высоки и только вертикально интегрированные компании могут себе позволить продавать топливо с хорошей маржинальностью. А большинство сетей выживают за счет продажи сопутствующих товаров«, — уверен эксперт.

  • И сейчас это трансформируется, сети магазинов на АЗС продают более широкий ассортимент, ранее это делалось не у всех эффективно, были проекты в коллаборации с ретейлерами, когда управлением магазинами занимались привлеченные структуры, они управляли сетью магазинов, и это правильно, так как экономика и KPI у АЗС и магазинов при них — совершенно разная, говорит Федяков.

В ряде стран цены на топливо регулируются законодательством на госуровне, и поэтому имея зарегулированный рынок с точки зрения продажи топлива, у владельцев АЗС остается единственная возможность зарабатывать — на сопутствующих услугах. Это успешно реализуется, например, на Ближнем Востоке, говорит Иван Федяков. «То же самое можно сказать про рынок американский, там очень высокая конкуренция на рынке топлива. Сети в большинстве не зарабатывают на продаже топлива, а зарабатывают на продаже сопутствующих товаров — это глобальный тренд. Он неминуемо будет развиваться. Он утвердился в мире, Россия не будет исключением, вопрос только в том, чтобы настроить эту работу», — резюмирует он.

50% ассортимента — готовая еда

Андрей Пайгусов, генеральный директор ООО «Грин Салат», руководит петербургским пищевым производством более 20 лет. «Компания производит салаты, овощи в упаковке и поставляет их через своих партнеров, в том числе, в магазины на АЗС, а также предприятиям HoReCa.

Перспективу для своего бизнеса Пайгусов видит в расширяющемся в последнее время ассортименте магазинов у дома. «Сейчас уже примерно 50% ассортимента таких магазинов — это готовая еда. И потребители — это молодежь, у которой уже есть другая культура питания, они отходят от того, чтобы все делать самим, и покупают готовую еду, в том числе салаты, которые составляют основу здорового рациона», — говорит специалист.

Поэтому рынок готовой еды усиленно развивается, следуя за трендом, и все больше компаний вовлекается в поставки продукции в ретейл. Это отражается и на ассортименте магазинов на АЗС и делает их все более похожими на магазины формата «у дома», как ВкусВилл и «Пятерочка»нового типа.

Предприятия по производству готовой еды в свою очередь инвестируют в развитие производства, стандарты FSSC (стандарт по сертификации системы безопасности продуктов питания — Ред.) и, таким образом, начинают конкурировать качеством своей продукции. Вслед за качеством идет и безопасность, важный момент в индустрии питания, на который все больше обращают внимание при взаимодействии с поставщиками, в том числе и в магазинах на АЗС. «У нас клиенты проводят свои аудиты, — говорит Андрей Пайгусов. — И хотя иностранные компании уходят из России, стоит отметить, что у российских компаний эти стандарты внедрены и подтягиваются к мировым стандартам. А тех, кто будет отставать или манкировать стандарты, рынок «вымоет» из процесса сам. Качество и безопасность — взаимосвязанные вещи».

Кофе — второй бензин

АЗС уже делают основную выручку не только на продаже бензина, но и на продаже кофе и выпечки. При этом стоит заметить, что маржинальность кофе составляет 300-350%, говорят эксперты рынка кофе. «В зависимости от условий, конечно. Себестоимость у всех разная», — добавляет Станислав Стебаков, основатель профессионального сообщества «Кофевары» (4 тысячи участников, поставщиков кофестанций и кофе).

Сам формат торговли на АЗС существует давно, но сейчас речь идет о том, что сами АЗС пытаются расширить ассортимент кофе. «Заключаются контракты на поставку автоматов, которые варят кофе, сеть заказывает объем зерна, и практически бесплатно в аренду берет автоматы под выкуп зерна и расходников. Сейчас в Петербурге идет борьба за места с трафиком, и количество таких мест уменьшается. Ассортимент магазинов при АЗС уже позволяет называть их «магазинами у дома», но люди уже привыкли, что в их домах находятся сетевые супермаркеты. Поэтому идет обострение борьбы за места с трафиком и трафик пытаются перепродавать».

Россия на мировом рынке потребления кофе по данным компании Grand View Research занимает шестое место: потребляет 416 тысяч тонн в год. Клиенты сети заправок «Газпром нефти» за январь-ноябрь 2023 года приобрели 36,6 миллиона чашек кофе — на 7% больше, чем за тот же период 2022 года, пишет агентство Прайм. Рекорд по реализации кофе на одной станции в день — более 1 200 чашек, также рассказали в компании. Лидерами продаж стали капучино, американо и латте.

«Газпром нефть» на своих заправках продает больше кофе, чем самые популярные сети кофеен в России — как по количеству чашек, так и в денежном выражении, заявлял три года назад глава компании Александр Дюков. По последним раскрытым данным, «Газпром нефть» в 2020 году заработала 4,5 миллиарда рублей от продажи горячих напитков на своих АЗС в России — на 30% больше, чем годом ранее. Всего выручка от продажи сопутствующих товаров на заправках в 2020 году составила 23,4 миллиарда рублей, увеличившись на 12%. Продажи кофе составляли 34 миллиона чашек.

Как попасть на полки 

Бизнес рассказывает о том, что попасть на полки магазинов на АЗС непросто, часть это происходит через дистрибьюторов, и действовать потом приходится через них.

«Пробиться в магазины на АЗС с нашими пирожными было непросто, — говорит Аркадий Штейн, основатель петербургской компании Macaronica. — Но сложнее — удержаться и правильно выстроить логистику. У нас моно-продукт, а не большой портфель предложений. Поэтому необходимо работать через дистрибьютеров, только они могут обеспечить широкое географическое присутствие в разных регионах присутствия АЗС. Но тем самым теряется контроль за клиентским сервисом. Мы не видим выкладки, не контролируем остатки на полке и многое другое», — говорит он.

Так и в обратную сторону: согласование и проведение каких-то маркетинговых мероприятий может значительно затянуться, а их эффективность не всегда может быть точно отражена. Все скорее зависит от партнера-дистрибьютора. «Если есть опыт работы с эксклюзивным продуктом, то шансов на успешное сотрудничество с сетью АЗС больше», — уверен Аркадий Штейн.

Роль узлового центра

Кстати, в регионах, где заправочные станции расположены на пересечении нескольких дорог, они могут выполнять такую роль узлового центра для нескольких населенных пунктов, считает Иван Федяков.

«Там на заправочных комплексах могут быть организованы более развитые магазины, они могут обслуживать потребителей из окрестных городов и поселков, мне самому лет 10 назад на АЗС к тому, что я заправлял автомобиль, предложили купить пару литров свежего молока, — вспоминает Иван Федяков. — Сейчас пришло время сделать новые форматы и нормальные концепции, чтобы АЗС закрепились в умах потребителей как место, где можно не только заправить автомобиль, но и купить продукты питания: фрукты, овощи, заморозку, готовую еду, а не только выпечку и кофе».

Сегмент нетопливного бизнеса для АЗС становится все более актуальным на фоне снижения маржинальности от розничной продажи топлива.

Автопутешествия и тренды

Продажи еды и напитков на автозаправках растут еще и на фоне развития внутреннего туризма, замечает Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительский рынок» аналитического агентства INFOLine.

«Российские потребители проявляют все больший интерес к автопутешествиям. Спрос на популярные товары для длинных автопоездок и туристическое снаряжение значительно превышает уровень прошлого года, на 50-70% год к году. Чаще всего на АЗС приобретают наборы: хот-доги, шавермы, сэндвичи или сладкую выпечку и напитки», — рассказывает специалист.

По данным Минтранса, до 2030 г. число придорожных сервисов (АЗС с постоялыми дворами, мотелями, закусочными, уборными, зонами отдыха, станциями техобслуживания и магазинами) в РФ планируется удвоить. Кроме того, планируются проведение типизации и создание стандарта таких зон.

  • Так, в марте 2023 г. владелец сети АЗС ТД «Нефтьмагистраль», управляющий более 100 АЗС, приобрел «Кулинарную лавку братьев Караваевых». В октябре было объявлено об открытии заведений на территории АЗС. По состоянию на декабрь 2023 г., готовую еду от «Братьев Караваевых» можно купить на 100 АЗС сети.
  • «Мираторг», развивающий сеть бургерных «Стейк&Бургер» и #FARШ, запустил летом 2023 г. новую бургерную «СТО». Заведение соседствует с автозаправкой «Лукойла» и станцией техобслуживания автомобилей. По концепции заведение похоже на KFC  и «Вкусно – и точка». В мае 2024 г. открылась вторая точка.
  • «Лукойл» в 2023 г. представил уникальные флагманские АЗС, на которых открыты рестораны с итальянской и паназиатской кухнями. На АЗС действует новая гастрономическая концепция питания LukCafe, созданная при партнерстве с ресторанным домом Maison Dellos. На июнь 2024 г. работает 69 кафе под этим брендом.
  • Сеть АЗС «Газпромнефть» усилила кофейное направление: в 2023 г. в 10 регионах России появились профессиональные бариста, а предлагаемый ассортимент существенно расширен за счет авторских напитков.

«На мой взгляд конкуренция в секторе кафе и магазинов у дома, которых стало много и они тоже предоставляют услуги по питанию, быстро растет, — говорит Светлана Силенина. — в магазинах на АЗС также продают готовую еду и другие продукты, кофе, и для тех, кто передвигается по городу на автомобиле, они могут заменять кафе — там есть, где запарковаться и перекусить. Кофе на АЗС продается очень активно, таких объемов не дает самая крупная кофейная сеть в нашей стране. И этот тренд будет продолжаться. И заправки действительно вкладывают большие деньги в свое меню, в ассортимент, даже приглашают шеф-поваров».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс