«Если бы этот год был сериалом, то его название было бы «Остаться в живых»

В канун Нового 2025 года, портал для малого бизнеса «Свое дело плюс» по традиции обратился к предпринимателям, активным читателям и комментаторам нашей интернет-газеты, и спросил: какой была самая большая проблема для вашего дела и для отрасли в этом году? И было ли что-нибудь хорошее в уходящем году и чего ждете от будущего года?

2024-ый год пробежал быстро и принес малому бизнесу немало проблем. Но он как стойкий оловянный солдатик преодолевает их.

Ляля Садыкова, президент Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК), владелица сетей салонов красоты «Лаки Лайк» и «Бигуди»:

«Мы наконец начали строить системы»

«Если бы этот год был сериалом, то его название было бы «Остаться в живых».  Для малого бизнеса в России 2024-й стал очередным марафоном на выносливость, где на каждом километре препятствие: то налоговая барьер установит, то расходы на материалы взлетят…

Ляля Садыкова, президент Ассоциации предприятий и профессионалов индустрии красоты (АПИК)

Хорошее? Конечно, было!
Диалог бизнеса с депутатами ЗАКСа, поддержка от уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Ну и конечно же клиенты продолжают радовать – кто благодарностью, а кто пониманием и заботой.
Еще из хорошего: рынок наконец понял, что настоящая ценность бизнеса – это команда. Лояльные мастера и администраторы стали нашим золотым запасом.

А проблемы?
В этом году мы окончательно поняли, что налоги – это не про «справедливость», а про «донат государству». Кажется, что в ФНС поставили KPI – «собрать всё, что шевелится». А еще аренда, волатильность валют, предстоящая маркировка косметики и налоговая реформа.

Для отрасли? Год был одновременно вызовом и возможностью. Многие наконец стали строить системы, а не надеяться на случай. Выживают те, кто не только знает свой бизнес, но и чувствует клиента.

Наш бизнес в России – это бесконечный тренинг по креативности: находить решения, где их быть не должно. Предприниматели привыкли жить в условиях, где сложное – это нормально, а невозможное – вопрос времени.

С праздниками, и пусть следующий год будет хотя бы немного добрее к нам всем. Ну хотя бы чуть-чуть!».

Владимир Меньшиков, председатель совета Союза малых предприятий Санкт-Петербурга:

Бизнес приспособился к новым условиям

«В этом году бизнес приспособился к новым санкционным условиям, можно говорить о том, что вцелом, люди работают. Хорошая новость — по всей стране 31 млн занятых в малом и среднем бизнесе. Доля занятых в секторе равна около 40% от общего числа работающих в России.

Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий». Фото: РБК Петербург

Что это означает — это один из главных показателей экономики и, если учесть налоговые поступления, то это хорошая цифра, и с точки зрения экономической науки — если показатель по занятым приближается к 50%, это дает экономическую устойчивость системе вцелом.

Опасения и тревоги малого бизнеса — это ключевая ставка и заградительный характер кредитования. То есть, тупик в привлечение инвестиций. Кадровый дефицит — от низкоквалифицированных работников до топовых вакансий. Третья проблема — налоговая реформа и рост налогов. Это в любом случае повлияет и на рост цен.

И у нас в секторе основной тренд — сохранить то, что достигнуто. В профильном комитете поменялось руководство, но для большинства предпринимателей это не так важно, кто именно в Петербурге возглавит комитет (сейчас и.о. председателя КППИТ Александр Ситов — Ред.), важно, чтобы руководство профильного комитета уделяло малому бизнесу внимание. В Петербурге 56% населения занято в малом бизнесе. Традиционно — это сильные позиции сектора. Петербург всегда в лидерах. В следующем году — посмотрим, как пройдет налоговая реформа. Основная сложность, повторюсь, это стоимость денег, и для развития бизнеса невозможно взять кредит по адекватным ставкам и если допустить просрочку по выплатам — это сразу сильно увеличит финансовую нагрузку, так как пени и штрафы привязаны к процентной ставке.

Тамара Буйлова, Российская гостиничная ассоциация

Статистика — это проблема

«Те проблемы глобальные, которых мы в секторе гостеприимства боялись, они в принципе не реализовались. И есть текущие проблемы, которые говорят о том, что существует сам рынок.

Тамара Буйлова, представитель Российской гостиничной Ассоциации

В сфере туризма вцелом — все хорошо. На туристическом рынке сейчас текущие проблемы, которые существуют оттого, что существует сам рынок. Все хорошо, но не хватает статистики. Вот, например, мы сейчас не можем сказать, сколько в Петербург приехало туристов. Это большая проблема с точки зрения отчета за год.

В 2025 году будет нарастать конкуренция за туриста между регионами России. Потому что регионы, и не только наш, Петербург — делают все возможное для привлечения туристов. Поэтому в следующем году нам будет еще сложнее, чем в этом. У нас даже звание культурной столицы отобрали, это путешествующий статус теперь — в этом году город Грозный.

Большую проблему отрасли принес принятый закон о классификации средств размещения. Там нет переходных периодов, но одновременно нет и технологической подготовки закона. Закон не готов — так можно сказать.

С точки зрения привлечения иностранных туристов, продолжатся попытки привлечения их из Азии, из Африки, там тоже есть платежеспособное население. И то, что у нас продолжатся, я говорю с иронией, продолжатся бодрые рапорты о росте внутрироссийского туризма. Рост будет увеличиваться, это правда, но это будет редко основано на реальных показателях, а скорее всего — выводы будут делаться на основании сложных математических моделей, основанных на зыбкой базе. Со статистикой сохранится большая проблема, так как нет свежих идей на тему, как посчитать путешественников».

Анна Романовская, председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса:

«По золоту вернуться на упрощенку — нет»

«Год запомнился тем, что в правительстве нам пошли навстречу и с 2024 года для серебра ввели упрощенку, а в 2025 году участники ювелирной отрасли, из тех, кто работает с серебром, ждут патентную систему, это даст облегчение по налоговому бремени.

Анна Романовская, председатель правления Ассоциации малого ювелирного бизнеса

Продолжается работа с регулятором по облегчению административного бремени. Работа эта тихая, незаметная, но постоянная и регулярная, ждем, что будет облегчение от введения патента. Всех, конечно, потряхивает от предстоящего введения транспортного модуля — устройства для кассы, которое требуют вводить дополнительно к имеющемся средствам контроля, но хотя бы — будем его внедрять в облегченной форме, с уведомительным режимом.

Рекордные продажи в ювелирной отрасли, о которых отчитывается госстатистика? Речь, вероятно, идет о денежных объемах. Количество изделий по данным экспертов, уменьшаются, а денежный объем увеличивается — растет цена на золото и серебро — на 30%, по моим сведениям, и сумма продаж тоже растет.

Вместе с тем, многие продали бизнес, и люди из-за того, что на золоте остался НДС, отказываются от золота и переходят на серебро. По золоту надежды вернуться на упрощенку — нет. Но есть у нас определенная группа людей, которые работу продолжают. Но пока что никаких результатов не видим. К сожалению, чего хочется ждать — разговоры о том, что поддерживать рост производителя перестали быть только разговорами. Пока нам, российским ювелирам, ставят барьеры, открывая светлый путь любому импорту — белому, черному, любому. И все это под лозунгом заботы о потребителе. Пока же покупательская способность падает, а цены растут.

Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации розничной торговли, владелица сети магазинов:

«Микробизнес не справляется с нагрузкой»

«Итоги года — год был непростой и заложил еще больше проблем на следующий год. То, что нас ждет, это продолжение маркировки и налоговой реформы, компании сейчас получают предупреждения о возможном начислении НДС в следующем году. Все это, конечно, будет заложено в цену для потребителя. Это не вызывает оптимизма.

Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации розничной торговли

Но этот год был годом интересной и плодотворной работы — вместе с Яниной Тихоновой-Гришиной (Янина Тихонова- Гришина — руководитель РОО «Содействие малому бизнесу»-Ред.) и многими представителями бизнеса из разных регионов, с чиновниками и депутатами, и надеемся, что можем справиться с трудностями.

Тем не менее сейчас многие говорят, что дорабатывают до 1 марта и закрываются. Микробизнес, где работают 1-3 человека, не могут справиться с нагрузкой. Все мы ездили заграницу — там везде небольшие магазинчики с товарами ручной работы, у нас их никто не ценит, это труд предпринимателей, тех, кто торгует не сетевым ассортиментом. Но есть надежда, что нас все-таки услышат. Ассоциация продолжает работу и в январе планируется конференция, на которой мы представим экспертизу маркировки изделий, сделанную авторитетными российскими учеными, и мы надеемся донести свою точку зрения до правительства.

Мы не против маркировки. Это порядок в стране, уплата налогов. Но мы предлагаем изменить систему маркировки и выстроить ее так, чтобы это было реально действенно, и казна бы пополнялась, и статистика была бы выстроена, и микробизнесу можно было бы выживать. У нас есть предложения — и мы доведем их до Минпромторга. Пока заинтересованности в таких предложениях не было проявлено, но к нам прислушаются, мы уверены.

Программа маркировки не реальна и не работает. Предприниматели рассказывали, что пошли в крупную федеральную сеть, и им предложили оплату по Систему быстрых платежей (СБП), это потому, что кассы никак не стыкуются с маркировкой, она часто не «проходит».

Но технические сложности не хотят признать и в упор стараются не видеть. Это обидно. Не глупые же люди. Пока доминирует позиция «Лучше не слушать, и ничего не менять». Но мы реально готовы предложить помощь, и свое видение».

Борис Кац, председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо»:

«Цифровые платформы не отвечают за качество и безопасность»

«Самая большая проблема года, и не только этого — это разное налогообложение торговли и цепочки: селлер — маркетплейс — ПВЗ (пункт выдачи заказов). Из-за этого традиционная торговля сильно проигрывает.

Борис Кац, председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо»

Цифровая платформа сейчас никак не отвечает за качество и безопасность товара. Закупщики сетей или частные предприниматели проверяют качество товаров, отсеивают часть товара сомнительного качества или происхождения, чтобы не создавать проблемы себе и покупателям. Для розничного магазина возврат — дорогая и неудобная процедура, поэтому все стараются минимизировать такие риски.

Ситуация с маркетплейсами совсем другая. ПВЗ зарабатывает и на приеме, и на выдаче товара. Потребитель может отказаться от товара, но деньги за него могут вернуться не сразу. Некоторые маркетплейсы и вовсе берут деньги за не мотивированный браком возврат, и далее будут создавать условия для того, чтобы ограничивать возвраты. Вы же слышали, например, про рейтинги покупателей? Это не что иное, как способ заставить покупать вслепую и брать все, что присылают.

Но объективно покупатель до тех пор, пока не получит товар на руки, не может оценить его качество. Но некачественный товар — это полбеды. Товар может оказаться еще и небезопасным для здоровья, потому что маркетплейс не спросит у поставщика сертификат, не проверит, соблюдал ли поставщик условия транспортировки и хранения товара, закроет глаза на то, что детское питание в ПВЗ лежит рядом с агрохимией. Максимум, что сейчас пытаются заставить делать маркетплейсы — это требовать от поставщика скан какой-то бумажки, не проверяя суть документа и не гарантируя его достоверность.

Маркетплейсы — это, вероятно, единственные представители торговли в стране, которые ни за что не отвечают. И с точки зрения интересов общества крайне важно именно сейчас приложить все усилия для возвращения этого субъекта в правовое поле, пока он не превратился в спрута, захватившего рынок и недоступного для общественного контроля. Об этом я писал в «Известия».

А из хорошего — например, в этом году мы видим рост производства на Переславском комбинате художественных товаров ( товары для художников тм VISTA-ARTISTA) и одну из самых мощных линий по производству тетрадей в стране запустили на фабрике бумажно-беловых изделий СВЕТОЧ, общая длина линии около 50 м, на входе бумага в ролах по 200 кг, на выходе — упакованые тетрадки , блокноты, альбомы для рисования и т.д.»

Армен Манукян, генеральный директор ООО «Диамида»:

«Следим за оборотом, как на фронте за врагом»

«Самая большая проблема для бизнеса — это переход упрощенцев на НДС, и в ювелирном секторе — сложности черезмерного регулирования системы прослеживаемости ГИИС ДМ ДК, мы до сих пор полностью не адаптировались и, думаю, еще долго не сможем.

Армен Манукян, сооснователь Ассоциации малого ювелирного бизнеса и основатель ООО «Диамида»

Все время что-то в программе не работает, что-то в ней меняют. Конечно мы все время ждём что- то хорошее, но для отрасли ничего хорошего не было к сожалению. В следующем году нас ждет увеличение налогов, о кредитах с такими процентами и говорить не о чем. Административное давление продолжается, не насытились еще товарищи, все новые способы придумывают, а для розницы к 1 марта еще одна проблема будет: это транспортный модуль на кассу — 4-ое средство прослеживаемости товара, в дополнение к бирке, маркировке и физической маркировке. На словах вроде все просто , но когда начинаешь внедрять, то все равно появляются сложности и расходы.

Что касается послабления для части ювелиров и отмены НДС для тех, кто работает с серебром, то я считаю, розничный магазин содержать только на серебре практически невозможно, если только это не мизерный прилавок в захудалом месте, вся розница остается на НДС, и кто купит товар без НДС, чтобы потом со всей цены платить НДС? Вся мелкая розница гибнет, других слов нету. Послабление, по моему мнению, затронуло очень небольшую часть сектора.

В следующем году будет «бум мелкого и среднего предпринимательства». Налоги тоже сделали таким образом, что люди будут вынуждены дробиться даже оставаясь на УСН. У меня есть одно предприятие на УСН, следим за ним, как на фронте за врагом, чтобы вдруг на 1 рубль не перескочить за 60 млн в этом году иначе в следующем году к налоговым прибавиться еще 5 или 7% с оборота, а это очень большие деньги. Ну что за бизнес, если ты сидишь и пытаешься сделать так, чтобы выручка была не больше, а меньше, странно не правда ли?».

Янина Тихонова-Гришина, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу»:

Чтобы к бизнесу не относились как к врагам

«Самая большая проблема для малого и микробизнеса в этом году была маркировка товаров — одежды и обуви, и других отраслей. Это не только требовало дополнительных затрат, и людских, и материальных, но и принесло бизнесу проблемы.

Янина Тихонова — Гришина (справа), руководитель РОО «Содействие малому бизнесу», на конференции по налоговой реформе

В рознице все чаще просят деньги переводом, так как кассы не всегда стыкуются с программами прослеживаемости, и кто будет дорабатывать эти программы, неизвестно. Это касается не только легпрома, но и кондитерки, например. Кроме того, интернет, наш высокоскоростной интернет, стал работать хуже. А когда тормозит интернет, и программы работают хуже. Чтобы не уходить без покупок, покупатели платят переводом.

От следующего года — год будет сложный, налоговая система на этапе внедрения принесет проблемы, будут недочеты и бизнес будет платить за все просчеты системы. Очень хочется лояльного отношения со стороны власти, чтобы ФНС понимала, что ошибки — не в эксперименте, а в реальной ситуации со всеми новыми требованиями, и чтобы к бизнесу относились не как к врагам, а более лояльно.

Ждем по маркировке, что нас услышат, ждем, бизнес не шутит и ситуация действительно становиться критической — цены на товары будут расти. Так недонесенная, неуслышанная информация оборачивается проблемами во взаимоотношениях власти и бизнеса.

По сектору НТО — взаимодействие с властью в Петербурге есть. Нужно корректировать поставление № 1045 от 2012 года (городская схема размещения нестационарной розницы — Ред.). С учетом даже не пожеланий бизнеса, а самой ситуации, которая диктуется «от земли». Легальный бизнес устал от нововведений, которые мешают ему работать. Мы говорим о легальном бизнесе, который трудится много лет и соблюдает все правила».

Татьяна Волощенко, сооснователь Ассоциации розничной торговли, владелица сети магазинов одежды:

«Может быть, они вернутся в торговые центры?»

«Год выдался сложным для микробизнеса. Обороты упали в два раза. С мая это было очень ощутимо. Сезон осень-зима получился как бы «смазанный». Большую конкуренцию для розничной торговли составляют маркетплейсы: Озон, WB, Яндекс Маркет. Пункты выдачи есть почти в каждом доме, люди экономят и стараются делать покупки там. Но одновременно покупатели делятся впечатлениями в социальных сетях, и из отзывов видно, что многие отказываются от заказов — получают совсем не то, что изображено на картинке. Может быть, они в будущем году вернутся в торговые центры, будем надеяться. Арендная ставка для нас пока осталась прежней, но где-то ее повышают. Но вижу многих предпринимателей, которые сворачивают деятельность и уходят из бизнеса.

Главное отрицательное событие года — маркировка. 15 сентября для продавцов одежды стартовала вторая волна, это на предпринимателях сказалось отрицательно, процесс маркировки, по моему мнению, увеличил стоимость продаваемой продукции, и сказывается на покупательском спросе. В будущем году нас ждет налоговая реформа, увеличение имущественного налога, доход растет не так быстро, как хотелось бы, пока его съедает инфляция».

Светлана Молчанова, директор Союза производителей изделий легкой промышленности:

Ждем снижения налогов для тех, кто хочет развиваться

«Вопрос с «Честным знаком», который бизнес поднимал весь год, не решен. Правительство не обращает внимание на проблемы бизнеса, и непонятно, что происходит в этой сфере.

Светлана Молчанова, директор СПИЛП

То, что готовится блокировка мессенджера Whatsapp и уже заблокирован Youtube, может быть, все это отражается на интернете, и он плохо работает именно поэтому? Вот, будем сидеть в информационном голоде и слушать только себя. Жаль, что многочисленные вопросы о маркировке так и не дошли до прямой линии президента. Вернее, их не допустили, мне так кажется.

Легкая промышленность — самодостаточная отрасль, но за все годы после Советского Союза не было принято ни одного стандарта. 40 лет не менялись стандарты. Электронных стандартов тоже нет. Все производители пользуются советскими наработками. Получается, что сертификация не нужна, стандарты не нужны.

Но кто-то должен взять на себя ответственность за это. Может быть, это происходит потому, что в отрасли нет лидеров, а есть только предприимчивые люди. Бренды, как мне кажется, тоже никому не нужны, лекала у всех одинаковые, а изделия примитивные. Кэжуал никто не развивает.

Малый бизнес должен себя найти в работе в «Честным знаком». Пока же я не вижу ничего, кроме не просчитанных действий и мне надоело жить в постоянном вранье — это я о статистике и росте в отрасли.

В будущем году ждем снижения налогов для отраслей, которые хотят развиваться».

Блокировки площадок

«Одна из проблем это неожиданные блокировки все новых и новых рекламных площадок. Так или иначе это сказывается в дальнейшем на росте всего бизнеса в России. А из хорошего это партнерские договор с 2ГИС», — комментирует Андрей Капитонов, владелец рекламного агентства «Капитан».

Рейтинг
( 47 оценок, среднее 4.79 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс