Круглый стол движения «Сделано в России» прошел в Госдуме, во фракции «Справедливая Россия-Патриоты-За правду» (СРПЗП). Как часто бывает в последнее время, речь здесь пошла о маркировке продукции. Приводим самые яркие отрывки из выступлений собравшихся. По итогам круглого стола «Справедливая Россия» отправила обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину.
«Я директор фонда «Сделано в Петербурге», директор программы «Сделано в России», — рассказала Светлана Молчанова, которая также является также директором Союза производителей изделий легкой промышленности СПИЛП). — Мы ежегодно проводим конкурс «Сделано в Петербурге» и лучших участников конкурса, привозим сюда, в Государственную Думу на презентацию «Сделано в России».
Мы недавно справились с сертификацией, и были выбраны некоторые отрасли, в данном случае легкая промышленность, косметика, пищевая промышленность, которые стали работать с маркировкой. И маркировка началась в 2018 году.
В принципе вы знаете, что страна у нас молодая, ей 30 лет. Что-то мы взяли из Советского Союза, а что-то мы придумали новое: и ввели сертификацию и по этим новшествам мы стали непосредственно бороться за качество и легальность продукции, и ввели сертификацию, а после сертификации
пришла к нам маркировка.
Маркировка — это средство идентификации. И, соответственно, с одной стороны, это очень хорошо, с другой стороны, для потребителей, да, а с другой стороны для производителей и для торговли получается большая нагрузка. И эта нагрузка легла на плечи мелких предпринимателей, микробизнеса, розничной торговли. И оказалось, что они совсем не готовы. И диалог власти и непосредственно производителей не получается, а потребителям абсолютно все равно.
И впервые частная организация владеет госмаркировкой, частные лица, курирует ее Министерство промышленности и торговли в лице замминистра. И за каждое изделие производитель платит 60 копеек частному лицу. При этом нам говорили: не волнуйтесь, это всего на 7 лет. Семь лет они будут платить, программы будут совершенствоваться, и потом участники эксперимента будут платить непосредственно уже нашему государству. И маркироваться начинает продукция других отраслей: молоко, питьевая вода.
Словом, «Честный знак» – это частная организация, которой постановлением правительства поручена разработка и внедрение программы.
И когда задаешь прямой вопрос: почему же все-таки и кому это выгодно? С одной стороны, конечно, потребитель узнает, что, например, вот эта вода, она взята из определенного источника, он принадлежит там какой-то частной компании. Но надо ли это нашему потребителю знать, какая вода, из какого источника взята, извините меня, и затем мы платим 60 копеек частному лицу, а Роспотребнадзор должен тем, кому разливают эту воду, если они указали адрес, а в этом адресе не находятся, то, в принципе, это предприятие должно быть закрыто. Но это по идее, но будет ли так, не будет — я не понимаю. То же самое в легпроме — для каждой единицы товара вот эта вот «блямбочка» стоит 60 копеек.
В принципе, что получается, сначала сделали обувь, вся обувь отмаркирована. И оказалось, что мы совсем обуви не производим. Вы представляете? У нас 140 миллионов человек, а мы производим 1 миллион 700 тысяч пар обуви, а остальное мы привезли. Когда мы стали думать, а что же мы покупаем в магазинах? Но продавцы сказали: это мы сделали, и это сделано в России. И это выросло в разы. У нас лёгкая промышленность выросла на 120% в России. А оказалось, что эта вся обувь завезена
из других стран, неизвестно где изготовлена.
Потом пошёл второй этап маркировки одежды. В начале маркировки, на первом этапе, были пальто, потом были костюмы, платья. Прошло две волны, и третья волна у нас должна прийти в
марте, и мы будем вот такую «блямбочку» на носки, трусы, нижнее белье наклеивать. И что опять оказалось? Оказалось, опять все сделано в России. А на самом деле это многое изготовлено, часть на рынке «Садовод», которых почему-то Министерство промышленности и торговли не хочет
контролировать, и говорит на совещаниях с бизнесом: вы у них просто не покупайте.
И программа оказалась такая сложная, что по прогнозам 40% мелкой розницы в 2025 году могут закрыться.
И на сегодняшний момент депутаты Петербурга защитили наших производителей и продавцов, сказали – упростите программу, так как 2025 год будет очень серьезный, перенесите третий этап маркировки еще на два года, хотя бы на 2027 год.
У меня такое впечатление, что вот, допустим, депутаты Государственной Думы, наверное, таких тонкостей не знают. Что касается мясной промышленности, молочной промышленности, то там внедрена система «Меркурий». Система «Меркурий» отслеживает поступление молока от сельского хозяйства, буквально от коровы в полном смысле этого слова, до прилавка, полностью все контролирует.
То же самое делает «Честный знак». Я не против того, чтобы был «Честный знак». Наверное, в каких-то местах он нужен. Он нужен на импорте, который приходит у нас через таможню, и дальше пусть он
отслеживается. Ну, наверное, в каких-то областях промышленности. Но когда идёт двойной контроль, тратятся сумасшедшие деньги, зачем это?
Мы, как движение «Сделано в России» работаем с предприятием из Красноярского края, есть такой Минусинский молокозавод, они, например, для того, чтобы внедрить систему маркировки, вынуждены были закупить линию за 3,5 млн руб, естественно, поставить людей на обслуживание этой линии, поставить компьютерное оборудование и привлечь специалиста. При этом никто «Меркурий» не отменял, и работают ветеринарные службы, которым, собственно говоря, и положено этим заниматься, потому что они контролируют здоровье животных, прослеживают цепочку поступлений сырья».
Ирина Миронова, директор Модного дома «Леди Шарм»:
«Когда получаешь код маркировки, ты ставишь галочку: ты или производитель, или импортёр. Когда ставишь галочку «производитель», никто не проверяет, сколько у тебя работает людей, какая у тебя мощность, есть ли она у тебя вообще. Ты просто получил ОКВЭД, имеешь три человека
и можешь сказать, что ты производитель, и получить 200 тысяч марок, тебя никто не ограничивает.
Карго — это без таможни, это серый импорт, это все наши с вами рынки, которые получают товар без маркировки, без ничего; кто-то, кто пытается уйти с рынка в какой-то магазинчик и таким путём купить себе марку, как правило, это еще есть ряд компаний, оказывающих такие услуги по получению марок, они знают, как это все заполнять, там все тоже не так просто. И, таким образом, часть серого импорта как будто бы «обеляется», мы видим «рост».
И второе. Рынки-то не закрылись, рынки так и остались без маркировки, без «Честного знака» вся одежда мужская, женская и все пуховики, все, что должно быть с кодом маркировки в магазинах, в легальном бизнесе, на всех рынках — без него. И вот это очень сильно возмущает, и со стороны бизнеса большие недовольства».
Наталья Шустикова, исполнительный директор Российского Союза Производителей Одежды (РСПО): «У нас по данным «ЧЗ» насчитывается 16 тысяч 551 швейное предприятие, и 90% – это ИП. Предприятия, которые насчитывают численность более 250 человек, их количество составляет 5%, но они дают 44 % российских товаров. То есть у них работает 45,6% работников, дают они 46- 47%. То есть если сравнить эти цифры, то здесь возникают определённые вопросы.
У нас насчитывается 83,5 млн мужчин и мальчиков. Всем им нужны рубашки. Так вот, у нас выпускается 0,01 рубашки на одного мужчину или мальчика.
Дело в том, что нас окружают географически страны, у которых хорошо развита швейная промышленность: Турция, Китай, Киргизия и так далее. В Киргизии, в Узбекистане разработаны швейные программы по развитию швейной отрасли. Один из пунктов этих программ о
том, что они нацелены на российский рынок. У них более низкий НДС».
Вот что предлагает Справедливая Россия»:
«Необходимо упростить систему обязательной маркировки товаров для малого и среднего бизнеса.
Из-за расширения системы «Честный знак” малый бизнес сталкивается с колоссальными проблемами. Система маркировки создавалась для повышения качества товаров, но в итоге она грозит напрочь уничтожить мелкую розничную торговлю. Выиграют от этого крупный бизнес и аффилированные чиновники, а потеряют – покупатели, потому что всё станет ещё дороже.
- На три года установить временный мораторий на проведение проверок соблюдения требований обязательной маркировки.
— Для снижения финансовой нагрузки ввести субсидии, налоговые вычеты или другие финансовые инструменты поддержки бизнеса.
— Оптимизировать требования к ведению карточек товаров – сократить объём обязательных для заполнения данных до трёх-четырёх позиций.
— Создать постоянно действующую горячую линию для повышения уровня информационной доступности и обеспечения предпринимателей необходимыми знаниями для работы с системой «Честный знак».