Во дворце Кваренги на Казанской состоялась питч-сессия студенческих стартапов под руководством регионального отделения «Деловой России». Всем руководил и всех вдохновлял координатор «ДР» по Северо-Западу и депутат Заксобрания Дмитрий Панов. Дмитрий пригласил миллиардеров, руководителей и владельцев компаний, которые присматривали объекты для инвестиций и давали советы. Стартапы — командами и руководителями — выходили на сцену и в течение 5 минут должны были рассказать о себе, представить свои сильные стороны.
Это была инвестиционная питч-сессия в рамках нового проекта под названием «Вертикальный взлёт», который был создан Санкт-Петербургским региональным отделением «Деловой России» в сотрудничестве с платформой TACTUS и Международным акселератором Санкт-Петербургского государственного университета.
Но представление проекта давалось по 5 минут, но реально оно затягивалось на 10-15 и даже 25 минут. Некоторым выступающим сразу задавали вопросы. Перед началом сессии миллиардеры и миллионеры также кратко рассказали о своем бизнесе, отметили, с какими трудностями сталкиваются, и назвали свой оборот — от 2,7 млрд рублей до 8 млрд и выше. Это проекты в сфере логистики, энергетики, туризма, наружной рекламы и даже легкой промышленности.
«Было много историй, когда бизнес-ангелы завели в неловкую ситуацию, когда молодые дарования получили не то, что ожидали. Мы не можем этого допустить. Мы в ответе за нашу молодежь», — сказал Дмитрий Панов. Мы не ограничиваемся датой проведения мероприятия. Становимся на путь совместного созидания и развития проектов.
Orient express
Платформа для изучения китайского языка Orient express (руководители Арман Луарсабян и Алексей Подъячев) уже привлекла 6,5 млн инвестиций. Команда проекта сделала приложение, которое, учитывая тоновую систему китайского языка, помогает его выучить. Рынок изучения китайского языка стремительно растет, а крупного игрока на этом рынке пока нет. Приложение подсказывает ошибки в обучении и предлагает их исправить. Стартапер бойко представлял свой проект. Здесь ждут 7,5 млн рублей с окупаемостью 2 года.
Кто ваш конкурент и какова модель монетизации? — задали вопрос эксперты. «Нас сравнивают с Duolingo, мы используем ИИ для изучение и исправления ошибок, был ответ. Монетизация будет идти через продажи подписок. Над проектом полтора года работает команда из 5 человек, включая тестировщика и дизайнера. Что получает инвестор за 7,5 млн, уточнили из зала. Доля обсуждается, был ответ и в конце концов прозвучала цифра — 10%. Она не вдохновила инвесторов. 50% рассматриваете? — спросили они, так как 10% — «на уровне погрешности». Прямого ответа на этот вопрос не поступило. Кто владеет платформой? Команда. Сколько стоит 51%, настаивал Дмитрий Панов.
Также добавились интересные подробности — платформа обучает основному диалекту китайского — пекинскому — на нем говорит около 1 млрд человек. Сам генеральный директор компании говорит по-китайски. Предполагается 30 млн ру выручки через три года и весь рынок обучения китайскому — 3 млрд руб. В компании планируют перевести интерфейс на английский и выйти на рынки Юго-Восточной Азии. Есть даже стратегия работы на 15 лет. Вцелом, проект вызвал интерес.
Проект МестоПусто
Его представил Кирилл Маслов (СПбГУ) — речь шла о сервисе, который помогает искать парковочные места с помощью искусственного интеллекта. «В многоквартирных домах проблемы с парковкой и хочется заранее узнать, где можно припарковаться. Пользователь приложения посылает запрос боту и получает ответ о свободном месте», — рассказал Кирилл Маслов.
Команда проекта договаривается с ТСЖ и ставит камеры во дворах, на камерах видно, какое место свободно, и туда мчится автовладелец. Рынок пользователей услуги — в Петербурге 1,8 млн автомобилей и 24 тысячи домов. Целевая аудитория — те, у кого нет собственных парковочных мест.
Технология работает с помощью искусственного зрения, в базе данных есть координаты мест, где стояли автомобили. «Работаем с камерами, которые давно установлены и с теми, которые мы сами устанавливаем», — уточнил спикер. Есть уже и конкуренты. Цена подписки 100-200 рублей в месяц. Маржинальность бизнеса 100%. У проекта есть сайт, телеграм-бот. Пока программа работает только в одном доме. Ищут выходы на многоквартиные дома, планируют выход в другие города. «Ищем выходы на представителей бизнеса и власти, деньги нам не нужны», — огорошил зал выступающий.
«А как к проекту присосединится представителям бизнеса?» — спросил Дмитрий Панов.
«Например, у вас есть торговый центр или ресторан, и вы хотите протестировать программу», — отвечал спикер. А зачем нам вам помогать -за долю в компании или заработок, спрашивали инвесторы. Долей поделиться не готовы — ответил Кирилл Маслов, но платное сотрудничество возможно. Органы госвласти заинтересованы, чтобы жителям было комфортно, уверен разработчик проекта.
«У меня есть подписка, вижу место, еду домой, приезжаю — места нет. Как быть?», — спросили из зала. Это самый популярный вопрос, согласился спикер, будем надеяться, что вам повезет. Были и другие вопросы. Кирилл Маслов посетовал, что доступ к камерам не хотят давать, но договариваются с ТСЖ. Используют заранее готовую модель Yola, точность ее 90%.
Проект OnlyCustom
Проект для самозанятых OnlyCustom представил Илья Козар (ИТМО). Компания Only job, которая разработала проект — это IT-компания, ее работа строится на современных технологиях, при поддержке университета ИТМО. Работают студенты ИТМО. И разрабатывают продукты для Тинькофф, Яндекса и других. У нового продукта существует конкурент — «Ярмарка мастеров», крупнейший в России и странах СНГ маркетплейс для handmade товаров и подарков, но там плохо представлена конкуренция, отметил спикер. На Авито «тоже нет условий, но там можно рыбку купить, соленую», сказал он. А хочется иметь доступный сервис для самозанятых.
Назвали проект OnlyСustom. Поиск там идет за счет ИИ. Число самозанятых в стране растет (12 млн — на конец 2024 года — Ред.). Хэнд мейд товары — одни из самых популярных видов деятельности. Продавцы — девушки, у которых нет высшего бизнес-образования. Но им хочется видеть централизованный сервис для реализации. В планах проекта — проверка на фокус-группе. Введение % за транзакции. Собираются ввести систему подписок. С помощью платформы можно сильно увеличить количество продаж. «Подписки будут дешевые. Ожидают присоединения в проекту 500 тысяч в конце года и около 1 млн пользователей с продвижения проекта. Хотим инвестиций на маркетинг и услуги юристов», — заявил спикер.
Пользователям не нравится «Ярмарка мастеров», спрашивали миллиардеры. Но почему Авито не нравится? Клиентам тяжело найти покупателей, новых, а продвижение дорогое, отвечал спикер. При этом по запросам будут футболки б/у, а не новые хэнд мейд. Продвигать проект будут онлайн и офлайн — офлайн в Свекабель порту. «Самозантые хотят себя реализовать, людям не хватает уникальных вещей. Это лучше, чем массовые покупки на ВБ и Озоне», — уверен Илья Козар.
«Зачем назвали проект Only Custom, — спросил Дмитрий Панов. — Сейчас в ходу «Ешь деревенское», «Чисто поле»… У вас «ручные мастера» — зачем вам custom? Но «энергетика проекта» понравилась координатору ДР. «Загорите всех людей, которые занимаются творчеством в Петербурге. И все заработает», — посоветовал он. Инвесторы в зале оживились.
Готовы к работе по бартеру, привлечению клиентов. Пообещали возвращение инвестденег в размере 2Х.
Дрон с загрузкой сверху
За последние годы доставка в России существенно развилась. Этому способствуют крупные игроки: Яндекс, Сбер, и много их конкурентов, но городскую доставку дроны не исполнят, отметил Михаил Павловский (СПбГУ), разработчик летающего дрона-курьера «Колибри».
1,5 млн курьеров работают в отрасли доставки. «Не много частных инвесторов, которые бы рискнули вложиться в развитие технологий в этом секторе. И это долгая игра. Это скорее мечта. Но эту базу будут использовать только крупные игроки на рынке», — рассказал он. Запатентовали изделия, отмечена его автономность, экологичность и безопасность. Дрон этот — с загрузкой сверху. «Прилетает — загружаете его и он улетает, с дрон-боксом. Можно сделать смену аккумулятора, и он готов лететь». Компания просит инвестиции. «Для содержания команды нужны большие вложения», — сказал спикер. Эта штука, которая будет летать и делать доставку — без пробок, поребриков, и без снега. «Предусмотрели систему безопасности от падений. Пока это не идеально сделанное решение, требует доработки. Получили уже 24 млн руб грантов», — рассказал Павловский.
Дмитрий Панов отметил, что сейчас над Петербургом «летать» с помощью дронов нельзя. Но есть регионы, где тестировать можно — ответил ему спикер. Но сколько лет будет в условном Сыктывкаре окупаемость? Не хотят ли поменять отрасль применения дрона и уйти в оборонку? В оборонку попасть сложно, отвечал спикер и признался — нужна доработка «сроком в год, чтобы разработка полетела».
Инвесторов интересовал также вопрос, как будет происходить контроль «с точки зрения законности».
SymphonicMasks
Проект обучения музыке детей с помощью платформы предложил руководитель проекта Мульхам Шахин (ИТМО). У проекта уже есть предпродажи на 500 тыс. Аудитория пользователей около 9 млн человек, это ученики музыкальных школ. «Проблема в том, что у детей нет помощника дома и падает мотивация. Родители не получили музыкального образования и не могут им помочь. Но 40% россиян хотят, чтобы дети научились музыке. И мы рассчитываем, что около 3% из этой аудитории прийдут в программу», — рассказал спикер. Будут продавать подписку и семейную подписку. Скидки сделают для многодетных.
Действует это так: ученик играет, программа записывает и корректирует запись и показывает ошибки на нотах. У проекта есть конкуренты.
Сироп из топинамбура
Петр Киселев («СиверсПром» СПбГУ) представил инновационный сироп из топинамбура. Проекту 1,5 года. А 4 года назад владелец проекта начал изучать технологию и «отбивать» на 25 м2 производства. «Все началось с потери денег, — рассказал он, — но получилось дойти до 900 тысяч выручки в месяц. Делать сиропы для кофе, без добавленного сахара на натуральных ароматизаторах. И с 900 тыс доехали до оборота в16 млн. Это половина от мощностей, которые задействованы на производстве сейчас», — рассказал он. Покупатели продукта — HoReCa и крупные сети, дистрибьюторы.
Также производят «вкусовые сиропы 50-ти вкусов, без сахара, экономичные». «Стоим в Кофебон, сети «Буше», в московских кофейнях — под маркой AddMe.
Делается такой продукт на основе фруктозо-глюкозного сиропа.