Представители Минпромторга, ГосДумы и «Честного знака» лицом к лицу встретились с малым и микробизнесом за совсем не круглым столом в Петербурге, где высказали друг другу взаимные претензии. Услышали ли представители власти малый бизнес, большой вопрос. Но они выслушали предложения. Суть главных предложений — отложить текущий вариант маркировки и начать ее заново с оптовых рынков, серого импорта, который составляет 80% продаваемой одежды в России.
Заседание в Невской Ратуше началось в пятницу, в 15.00. Оно было закрытым для прессы, пускали по спискам. До последнего дня о заседании было известно только то, что туда не пускают и бизнес, только местные депутаты и чиновники. В последний момент, вечером накануне, бизнес все-таки позвали, «по спискам».
Десант из Москвы был в количестве девяти человек, включая замминистра Минпромторга Екатерину Приезжеву, депутата Госдумы Сергея Лисовского, и других.
Из Петербурга были: вице-губернатор Кирилл Поляков, зампредседателя КППИТ Ольга Горышина, депутаты Наталия Астахова и Ирина Иванова, бизнес-омбудсмен Валерий Калугин. Екатерина Приезжева доложила о достижениях маркировки и о том, как она шагает по стране, привела цифры обеления рынков, в том числе легпрома. «Складывалось впечатление, — рассказал один из участников встречи, — что у выступающей была цель показать, что реакция на маркировку в регионах — это временные трудности и впоследствии бизнес адаптируется».
- Участники встречи говорят, что Валерий Калугин выступил жестко, сказал о том, что маркировка в таком виде может просто убить малый бизнес. Из сектора торговли, легкой промышленности идут конструктивные жалобы. Бизнес хочет, но не может работать в белую при нынешних условиях.
Предприниматель Алексей Зажигин, которому дали слово, рассказал на примере своего бизнеса, что использование маркировки ведет к закрытию своего дела.
Янина Тихонова-Гришина отметила, что программа «Честный знак» «не просчитана», и если у среднего предпринимателя есть в магазине 10 тыс единиц, его нужно промаркировать, вручную ввести описание каждой единицы товара, и умножить даже на 15 минут на каждую единицу, то сколько нужно не есть, не пить, а маркировать его? «Мы за то, чтобы не было контрафакта, он наносит урон, — подчеркнула Янина Тихонова-Гришина. — Но мы против системы, которая не работает. И нужно учесть затратную часть бизнеса — это сотни тысяч рублей и постоянные доплаты».
Светлане Чернецовой, владелице магазина детских товаров, у которой побывали представители «Честного знака» на объезде , тоже дали слово. Она рассказала про огромные остатки, нечитаемые коды обуви, которая была маркирована ранее, о том, как ей фактически предлагают стать производителем этой обуви, если она примется за перемаркировку продукции. Или торговать она не сможет.
Начинать нужно с импорта
Ирина Валерианова, сооснователь Ассоциации розничной торговли, рассказала, что начинать маркировку надо с импорта, находить варианты по включению импорта в нормальное правовое поле. Ведь импорт в одежде и обуви занимает 80% рынка. Граждане других стран возят тонны товара, продают его в РФ, но ничего не платят государству, и выводят все деньги заграницу. Какая прослеживаемость товара, если 80% рынка вне оборота?
Чиновники уточнили, вы что, предлагаете нам компромисс с серыми схемами?
То есть, все «в черную» и «серую» — это нормально, а компромисс — это плохо. Можно создать рабочую группу при Минпромторге и решить, как это сделать, сказала Валерианова.
Суть предложений — начать строить систему маркировки, включив оптовые рынки, которые поставляют львиную долю серого импорта, разработав условия, которые они смогут выполнить. «Нужно создать рабочую группу при Минпромторге и начать прорабатывать эту систему», — сказала она.
Разные мнения
Депутат ЗакСа Наталья Астахова, руководитель рабочей группы по маркировке товаров, в своем выступлении подтвердила — то, что говорит бизнес — проверено, и это проблема не Петербурга, а проблема федерального значения. И надо решать эту проблему, а не пытаться ее не замечать или от нее отговариваться. Депутат Ирина Иванова спросила, что делать с немаркированными остатками товаров, выбросить?
Депутат Госдумы Сергей Лисовский, встав, отметил, что «совещание не подготовлено», и «мы теряем время». «Очевидно, что администрация не занималась этой проблемой, а здесь хочет выпустить пар, а это не наша работа», — сказал он. Депутат подчеркнул, что он известный законодатель, сам давно в торговле и производстве продуктов питания, и сейчас власти связывают все информационные системы страны. «Хотим через маркировку в том числе убрать проверки», — сказал Лисовский и добавил, что он стоял у ее истоков.
- Наблюдатели отмечают, что между московской и петербургской сторонами наблюдалось противостояние и «легкий нажим» со стороны москвичей.
Реваз Юсупов, заместитель генерального директор ЦРПТ, сказал, что именно в Петербурге ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») готов открыть «центр по маркировке, куда предприниматели могут прийти по всем вопросам». «А как они маркировать будут в этом центре? И товар притащат?», — спрашивали участники встречи.
Выступила также Варвара Михайлова, руководитель управления товаров народного потребления «Оператора «ЦРПТ», и сказала, что «мы открыты и всем помогаем». Был на совещании и представитель Роспотребнадзора и сказал, что в ведомстве «готовы разбираться».
Екатерина Приезжева в итоге сказала, что отменить маркировку не сможем, «по сдвиганию сроков — вряд ли». Но вопрос маркировки остатков будут поднимать. Потому как чисто физически бизнес не успел. Табачникам же давали перенос, и даже несколько раз, отмечали участники совещания.
Похоже, им никто не рассказал
«На самом деле, похоже нет, им никто так и не рассказал о ситуации, — говорит Ирина Валерианова. — Представители «Честного знака», которые ездили по точкам в Петербурге 5-10 декабря, похоже, не рассказали начальству ничего из тех проблем, которые увидели. Впечатление после встречи в Ратуше — чиновники и депутаты Госдумы оторваны от жизни. Видеть желают только то, что, дает «мифическая» статистика. Не похоже, что кто-то прислушался к голосу микро- и малого бизнеса.
- Кто сделал это заседание закрытым для прессы и только в последний момент его открыли для бизнеса? Как это соответствует Распоряжению правительства №791 (от 2018 г.) о принципах маркировки — открытости и достоверности для всех участников оборота товара?
Представитель «Честного знака» пообещал проведение вебинаров, на которых нас будут учить. Многие не смогут учиться, им 50+, 60+, они не способны освоить программу.
Но самое главное — мы выступили с конструктивными предложениями, которые пока не хотят слышать».
Что предлагает бизнес
Павел Мартыненко, предприниматель из Воронежа, предложил ввести простую систему маркировки для оптового звена. Дать им возможность маркироваться по сильно упрощенной схеме.
«Мы предлагаем ввести патентную систему и простую систему маркировки для оптового звена: чтобы его участники покупали патент и работали по патенту, — говорит Ирина Валерианова. — Оптовики с «Садовода» и «Люблино» могут работать по куар- коду и патенту. Патент может стоить, например, 1-2 млн в год.
Поэтому суть предложения — вывести серое карго в правовое поле. На условиях, на которых они смогли это выполнить. И тогда розница не должна будет ничего маркировать.
И за 5 лет мы должны успеть весь немаркированный товар вывести из оборота — путем распродаж, акций, подарков, утилизации. А новое — продавать с маркировкой. Но для этого нужно, чтобы на рынках была маркировка. И тогда мелкой розницы не нужно будет начинать ее с нуля».
Мнение за кадром
«Вывод у меня такой, что наши питерские знают факты, а москвичи говорили общие слова, — отметил один из участников совещания. — Ничего, мол, привыкнете. Если бы они действительно вникли в проблемы, так бы не говорили. Или они настолько высоко летают, что ничего не видят. «Вы пришли не подготовленные» — как же, столько писем отправили в адрес Минпромторга, столько примеров привели, объезд был. Пытались присутствующих «нагнуть», но сторона Петербурга была в материале», — сказал источник. Они даже не хотят признавать, что есть проблемы, добавил участник совещания.
Справка СДП
Маркировка введена Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 791‑р, где оно утвердило, что каждый товар необходимо маркировать уникальным кодом, а данные, которые передают участники оборота, будут храниться в единой информационной системе.
Стоит отметить, что вред маркировки для отрасли Минпромторгу доказал пока только Борис Кац, известный предприниматель, генеральный директор сети магазинов «Леонардо». Пару лет назад готовились вводить маркировку канцтоваров и он доказал чиновникам, что это приведет к «сумасшедшему удорожанию» каждого карандаша, каждого фломастера и ручки, и просил подумать, как это все скажется на детях.