Михаил Гончаров: страна курьеров и упаковщиков

Сооснователь сети «Теремок» Михаил Гончаров высказался о дефиците кадров в российской экономике и том, что молодые физически здоровые мужчины развозят товары на велосипедах и пакуют их на складах, игнорируя свои дипломы. Число курьеров и упаковщиков в стране исчисляется миллионами, в ситуацию пора вмешаться государству: решительно и справедливо, говорит он. Вы согласны?
Курьеров в качестве самозанятых привлекают крупнейшие компании. Фото: Михаил Борисов
На днях из Минпромторга прозвучало резонансное заявление о сервисах доставки. «Сервисы доставки создают серьёзные проблемы для экономики России», — заявил директор департамента развития внутренней торговли Никита Кузнецов. По его словам, число курьеров и упаковщиков в стране исчисляется миллионами.

Причем это, как он отметил, «здоровые, физически сильные люди», которых остро не хватает в других секторах экономики. По официальным данным, в России уже работает не менее 1,5 млн курьеров и около 0,5 млн упаковщиков.

Сегодня мы с коллегами обсудили этот вопрос и возник еще один аргумент: курьеры чаще всего трудоустроены как самозанятые и платят 6% налога, тогда как налоги и сборы с рабочих на производствах, где крайне остро ощущается нехватка кадров, составляют 43–45% от зарплаты. Это намного больше, чем в большинстве стран, с которыми мы конкурируем по промышленной продукции.

Итог: система в буквальном смысле убивает реальный сектор. Почему выпускники Бауманки идут в курьеры? Потому что их доходы в таких условиях оказываются выше, чем на производстве. Мы рискуем превратить Россию в «Курьерстан». И всё это на фоне катастрофического дефицита рабочих и инженеров.

Есть и другой нюанс. Например, маркетплейсы всего лишь доставляют товар, не несут за него ответственности, товар им не принадлежит. При этом оффлайн-магазины обязаны гарантировать качество товара и отвечать за него. По сути и тут сервисы доставки находятся в привилегированном положении.Вспоминается интересный случай из Китая. Несколько лет назад государство полностью запретило внешкольное обучение по предметам, преподаваемым в школе. Проблема была очевидна: дети испытывали перегрузки, а дефицит учителей обострял ситуацию. Тогда государство вмешалось: помимо запрета, оно ввело налоговые льготы и направило инвестиции в развитие фитнес-индустрии. Эффект был двойным: снижение перегрузок у детей и стимуляция другой, полезной для общества отрасли.

Южная Корея в 1970-х годах имела не конкурентоспособную национальную индустрию. Государство ввело меры по защите внутреннего рынка, ограничило импорт автомобилей и электроники, одновременно инвестируя в такие компании, такие как Samsung, Hyundai и LG. Эффект всем известен — развитие национальных брендов, которые стали теперь мировыми лидерами.Почему бы России не применить аналогичный подход?

Логика «это удобнее для людей» здесь не работает. В какой-то момент бизнес-система начинает работать не на благо общества, а против него. И в этот момент требуется решительное и справедливое вмешательство государства», — говорит Михаил Гончаров.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс