Как цифровизация убивает маленькие молочные производства

Сыровары и фермеры, владельцы малых производств и хозяйств, рассказывают о своем опыте внедрения маркировки. Здесь и похожие проблемы с другими отраслями, и свои особенности. Но очевидно одно — малый и микробизнес тонет в требованиях цифровизации, ему некогда заниматься продуктом, качеством, производством, нужно изучать программы.

Фермерские козы теперь вовлечены в процесс маркировки, учета и прослеживаемости. И не только своим молоком. Фото: страница в ВК одного из фермерских хозяйств Ленинградской области

ИП Оксана Харьковская, сыровар из Архангельска, стала сыроделом 5-го разряда и варит сыры 12 видов. У нее маленькое (30 м2), но полностью оборудованное по всем стандартам молочное производство — нано-сыроварня, как она говорит, где есть все — от пункта для приемки молока до камеры созревания сыров. Сейчас предприятие на грани закрытия. Причина — маркировка и другие цифровые новации.

Оксана Харьковская, сыровар из Архангельска со своей продукцией

«Я не фермер — я непонятно кто, — говорит Оксана Харьковская, — я работаю с 2017 года и я не сельхозпроизводитель, я переработчик молока, хотя у меня нет своей коровы, мне предложили по документам завести корову, чтобы она стояла у кого-то на ферме, тогда я смогу иметь право на некоторые льготы. Но сразу мне помимо «Меркурия» надо регистрироваться и вести отчётность в остальных новых программах (по побочным продуктам животноводства (навозу), зерну, маркировке животных) и теперь нужно нанять человека, который будет «Честным знаком» заниматься за отдельную зарплату.

Я постоянно в цехе и камере созревания, и если для работы в системе «Честный знак» привлеку дополнительного человека — это его зарплата и отчетность в налоговую. Значит, нужно нанимать и бухгалтера, это тоже не маленькие расходы.

Сама осилить программу «Честный знак» не могу  — не разобралась. Мне некогда слушать вебинары «Честного знака», я все время в цехе, принимаю молоко, в камере дозревания, занята по 14-16 часов в день. Кроме того, в цехе мобильный интернет ужасный, а проводить выделенную линию для вебинаров «Честного знака» — это уже «космическая» цена интернета. Фермеры молчат на эту тему потому, что их загрузили и учетом навоза (закон действует с мая 2024 года — Ред.), и учетом зерна — сколько корова съела. Раньше можно было продать навоз дачникам, а теперь его нужно сдавать на анализы, данные загружать в систему… Это стоит недешево.

Да, марка стоит 50 копеек, но зарплата людей, которые занимаются заказом кодов, формированием отгрузок, вошла в цену продукта. И мы постоянно слышим, что молочная продукция дорожает.

Роспотребнаднадзор проверяет маркировку, Россельхознадзор тоже выполняет свои функции. Вот, отозвали декларацию у одного из моих сыров. Ранее мы могли в заявке на декларацию указать 20 сортов сыра, а сдать на тестирование треть (каждого по 2 кг). Но с прошлого года это запрещено. И в прошлом году я сдала на декларирование 10 кг сыра и заплатила больше 50 тысяч рублей — такую экспертизу не отбить.

Маркировка продуктов, особенно, первой необходимости, это, по моему мнению, дополнительный налог с населения. Шубы и шины, духи — которые начали маркироваться раньше, не покупают каждый день. А молоко — каждый день. И людей не спросили, нужно ли им это».

«Зачем меня отслеживать?»

Фермер и сыродел из Тосненского района Ленинградской области, пожелавший остаться неназванным:

«Я с маркировкой не справился. Приступал и денег кучу потратил — но понял, что мне это не под силу. Нужно нанять сотрудника за 40-50 тысяч руб в месяц, но рентабельность моего производства — 10% и нанимать сотрудника не могу.

Работаю как крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ) — у нас единый сельхозналог и я не веду бухгалтерию — произвожу и сам продаю свою продукцию, плачу налог. Но для маркировки мы должны сделать складской учет, а для этого уже нужен бухгалтер. Бухучет стоит дорого. Самому это сделать невозможно даже при моем минимальном объеме продаж. Со всеми наценками, лицензиями на ввод и доступами в кассу стоимость продукции вырастает на 15%. Но зачем, если продукцией торгую только я сам и не сдаю ее в сети и на маркетплейсы?У меня две небольшие собственные точки точки продаж.

Скорее всего, маркировка действительно нужна для отслеживания больших потоков в федеральной рознице. Но если ты сам производишь и сам реализуешь — зачем и кому нужна эта информация? «Меркурий» у меня есть и всегда был, это ветеринарный контроль.

Когда я зарегистрировался в системе маркировки и смог ввести туда бутылку молока — то потратил 3,5 часа, сидя за компьютером и выискивая 100 (условно) характеристик молока в своих бумагах. У меня нет столько времени. Вводишь в систему один параметр и появляются новые окна — требуют физические и химические свойства молока. Цель введения такой информации — чтобы в куар-коде собрались данные о продукте. Но зачем они там в таком количестве? Кто их там читает? Есть данные, которые требуются техрегламентами, потребителю они не нужны. Зачем государству знать 50 параметров свойств молока? Я фермер такой-то и это мои козы — я сам пастеризовал молоко и сам налил его в бутылки. Покупатель голосует за него рублем.

Я не против маркировки. Я против нелогичного подхода государства к этому процессу. Нам с одной стороны предлагают субсидии, поддержку, а с другой стороны создают дополнительные трудности, которые перечеркивают все льготы. Если я произвожу молочную продукцию и продаю ее сам — от ресторана до простого покупателя на ярмарке, зачем меня отслеживать? На моей этикетке написано — за качество отвечаю. Этого достаточно».

Внедрили крупные

Михаил Шконда, президент Ассоциации фермеров Ленинградской области, фермер, говорит, что маркировка фермерской продукции в регионе «никак не проходит» — только крупные производители ее внедрили «с потерями до 1 млн рублей», а «мелкие ушли в темноту».

«Такое ощущение, что мы в разных государствах живем с теми, кто внедряет маркировку, — говорит Михаил Шконда. — Вот не найти водителей на работу, начинаешь повышать цену продукта, так как им надо платить зарплату, и потребители начинают возмущаться — почему так дорого, но при этом ты должен еще взять человека, который соображает в компьютерах — для внедрения маркировки. Так вот, такому — из моего опыта — понадобился день, чтобы разобраться в системе «Честный знак». Я и сам IT — специалист, и я тоже не смог сразу разобраться. И теперь я должен заплатить за коды какой-то компании, внедрить программу, а эти коды могут отклеиваться. Отклеился такой код по дороге, и это выкинутый товар. И когда этим всем заниматься? И так спишь по 4-5 часов, а история в 50 копеек за марку вылезает в историю до 50% плюсом в затратах. Это для больших производителей все просто -с помощью 1С тыс 500 заплатил и все. Но мы- то говорим о настоящем фермерском продукте. 100 л молока ему всего продать надо, а он будет настраивать программу два месяца?».

Справка:

Маркировка стала обязательной для крестьянских и фермерских хозяйств (КФХ), сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК) с 1 сентября 2024 года. Все фермеры обязаны размещать на молочной продукции коды маркировки и передавать в систему «Честный знак» сведения о вводе товаров в оборот.

В ЦРПТ (оператор системы «Честный знак») поясняют, что фермерам на выбор предлагается пять различных комплектов оборудования.

— Если фермерское хозяйство небольшое и есть возможность наносить коды маркировки вручную, то потребуются относительно небольшие затраты. Если речь идёт о большой ферме, где ежедневно производят сотни килограмм молочной продукции, потребуется оборудование для высокоскоростных автоматических линий — его стоимость выше. Но половину стоимости комплектов оборудования компенсирует Оператор системы маркировки, так что стоимость внедрения маркировки с учётом компенсации составит от 15 125 рублей в зависимости от типа комплекта, — объяснили в ЦРПТ.

Оператор системы маркировки обратил внимание на то, что аграрии могут воспользоваться некоторыми бесплатными сервисами:

Программным обеспечением «Маркировка.Просто», которое совместимо с предлагаемыми по программе поддержки комплектами оборудования. Хорошо подойдет для сегмента микропредприятий.

Мобильным приложением «Честный знак. Бизнес», которое позволяет работать, используя только мобильный телефон или терминалы сбора данных. В настоящее время функционал программы расширяется, добавлена возможность работать с производственными ветеринарными сопроводительными документами через личный кабинет в системе маркировки. Хорошо подходит для сегмента микро- и малых КФХ и сельскохозяйственных производственных кооперативов. Мобильное приложение позволяет осуществлять вывод продукции из оборота при торговле на рынках без использования кассового аппарата.

Сервисом электронного документооборота «ЭДО Лайт» для передачи данных об обороте маркированной продукции в систему маркировки.

Для производителей предусмотрены следующие штрафы за производство молочной продукции без использования кодов маркировки. Штраф юридическим лицам от 50 000 до 100 000 рублей с конфискацией продукции. Штраф должностным лицам от 5000 до 10 000 рублей с конфискацией продукции.

Рейтинг
( 24 оценки, среднее 4.83 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс