«Налоговые изменения 2025 года усилят бремя на бизнес»

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерий Калугин в интервью РБК Петербург рассказал о главных проблемах бизнеса в 2024 году и актуальных мерах поддержки.

Валерий Калугин, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге. Фото: РБК Петербург

Следующий год станет для бизнеса сложным из-за налоговой реформы, высокой процентной ставки и усиления санкционного давления прогнозирует уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Валерий Калугин. Об особенностях нововведений, запросах бизнеса в 2024 году, необходимости федеральных изменениях и продлении мер налоговой поддержки бизнеса — бизнес-омбудсмен рассказал в интервью РБК+ Петербург.

— Как бы вы охарактеризовали 2024 год для петербургского бизнеса?

— Согласно статистическим данным и опросам, 2024 год был не самым плохим для петербургского бизнеса. Предприниматели за два года в основном адаптировались к санкциям, переналадили логистические цепочки, нашли новые рынки сбыта.

Безусловно, в текущем году наши компании сталкивались со многими сложностями, наиболее болезненные из которых — отсутствие «длинных дешевых денег» — дорогие кредиты из-за повышения ключевой ставки ЦБ РФ, а также острая нехватка специалистов. Я думаю, что кадровый голод станет одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост.

И к сожалению, по моим прогнозам, следующий год для предпринимателей малых, средних и крупных, будет сложным. Изменения налогового законодательства, вступающие в силу с 1 января 2025 года, увеличат налоговое бремя на бизнес, а также высокая ключевая ставка ЦБ и усиление санкционного давления будет негативно сказываться на предпринимательском климате.

— Какие запросы от бизнеса получаете после объявления налоговой реформы?

— Общаясь с представителями бизнеса, понимаю, что до них доходит лишь небольшая часть информации, необходимая для ведения деятельности. Обратная связь также не очень эффективна. С чем это связано — сложно сказать, но я сделал вывод, что органам государственной власти необходимо проводить серьезную разъяснительную работу с предпринимателями по вводимым изменениям, тем более, которые касаются кардинальных реформ в налоговой сфере и с которыми наш бизнес столкнется в будущем году.

Поэтому Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и институтом бизнес-омбудсмена проводится работа по правовому просвещению предпринимателей.

Мною была организована научно-практическая конференция по налогам, на которой бизнес получил ответы на многие ключевые вопросы будущих изменений. Кроме того, провели круглый стол с предпринимателями сферы красоты и налоговыми органами, на котором специалисты УФНС рассказали о всех нюансах в новом налоговом законодательстве с учетом специфики их деятельности.

Обращаю внимание предпринимателей, что 11 декабря пройдет крупномасштабный налоговый форум, на котором будут даны подробные разъяснения по налоговым изменениям 2025 года.

— Какие еще изменения волнуют бизнес?

— Введение третьего этапа обязательной маркировки товаров легкой промышленности. Ко мне поступали обращения и от общественных организаций, и от отдельных предпринимателей. Назову некоторые из волнующих вопросов: предпринимателям не хватило времени промаркировать остатки изделий легпрома — дата прекращения маркировки -15 сентября и многие не уложились в эти сроки. Программа маркировки требует оптимизации, предприятия несут расходы, в том числе на закупку оборудования и ПО, содержание IT-специалистов, которые работают исключительно с системой «Честный знак» и прослеживают движение каждого изделия. Сложности возникают у производителей и во взаимодействии с маркетплейсами, которые могут вернуть товар с утерянной маркировкой.

Примечательно то, что по словам предпринимателей, маркировка создает новые трудности для отечественных предприятий легкой промышленности, но при этом контрафактная продукция остается. Центр развития перспективных технологий не всегда проверяет наличие производств у зарегистрированных компаний, таким образом, создавая почву для злоупотреблений. Считаю, что этот пробел должен быть устранен.

— Как это можно сделать?

— Вместе с депутатами Заксобрания Петербурга направили обращения в Совет Федерации и в Государственную думу о необходимости оказания поддержки предприятиям отрасли, продлении срока ввода в оборот немаркированных товаров и по возможности переноса сроков третьего этапа маркировки товаров легпрома, намеченного на март 2025-го.

— Чем проблемы малого бизнеса в Петербурге отличаются от проблем крупного бизнеса?

— Многие проблемы малого, среднего и крупного бизнеса общие, отличаются только масштабами. Например, о проблеме дефицита кадров говорят практически все руководители компаний. Высокие ставки по кредитам — тоже общая боль. Думаю, лучше говорить о проблемах, с которыми сталкиваются представители разных отраслей. Например, та же маркировка, которая существенно затруднила деятельность предприятий легкой промышленности, практически не сказалась на фармацевтических производствах.

В текущем году ко мне поступали обращения руководителей промышленных предприятий по вопросам начисления ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» платы за негативное воздействие на работу систем канализации. Понятно, что для предприятий потребительского рынка такие проблемы не актуальны.

Сталкиваются с проблемами компании, работающие в сфере ВЭД, которые ввозят необходимые для промышленности комплектующие, находящиеся под санкциями, но не могут подтвердить страну происхождения. В этой связи такой товар облагается повышенной пошлиной, что в свою очередь, накладывает дополнительную финансовую нагрузку на конечных потребителей. Так что у разных отраслей свои специфические проблемы.

— Какие меры поддержки нужны каждому из сегментов? Какая поддержка бизнесу оказывается городом сегодня?

— Как показывает практика, среди предпринимателей наиболее востребованы налоговые и финансовые меры поддержки. У нас в городе разработаны и действуют 34 финансовых и 40 налоговых мер.

В настоящее время, по инициативе губернатора в Законодательном собрании рассматривается законопроект, направленный на дополнительную поддержку бизнеса. В частности предлагается: ввести новый налоговой режим «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», обнулить на 5 лет ставку налога на прибыль для малых технологических компаний, сохранить еще на год налоговые каникулы по УСН и патентам для впервые зарегистрированных ИП, продлить на 5 лет льготное налогообложение бизнеса, работающего в сфере IT, снять ограничения по сроку действия инвестиционного налогового вычета, льготных ставок по налогу на прибыль и имущество организаций-участников региональных инвестиционных проектов.

— На что они повлияют?

— Это серьезные изменения, которые помогут существенно снизить административную и налоговую нагрузку на петербургских предпринимателей, а также упростить бухгалтерский учет.

— Каких еще мер поддержки, на ваш взгляд, не хватает сегодня в городе?

— Решается вопрос о мерах налоговой поддержки в части налога на имущество организаций от кадастровой стоимости. Ввиду несовершенства федеральной методики пересчет кадастровой стоимости в 2023 году привел к ее увеличению в отношении зданий, помещений, сооружений более чем на 78%.

В 2024 году Санкт-Петербург первый и почти единственный город в России, который избежал негативных последствий путем сохранения ставки на уровне 1,5% и введения налоговой льготы, ограничивающей рост налога 20%.

— По каким причинам чаще всего закрываются малые предприятия в Петербурге? Как они меняются?

— Причины могут быть самые разные. Согласитесь, что стабильный, приносящий доход бизнес добровольно никто закрывать не станет. Другое дело, когда возникают факторы, кардинально меняющие условия деятельности — повышение арендных ставок, снижение спроса на товары или услуги, резкий рост закупочных цен, появление компаний-конкурентов и многие другие объективные причины. Тогда собственник бизнеса должен взвешенно оценить риски и принимать оптимальное решение.

К сожалению, возникают ситуации, когда предприятия сталкиваются с угрозой ликвидации, например, в случаях изъятия и длительного удержания документов и имущества организаций. Подобные обращения регулярно приходят в мой адрес и благодаря взаимодействию с прокуратурой города предпринимателям удается помочь и восстановить их права.

Вызывают обеспокоенность случаи, когда предприятие закрывается из-за несогласованности действующих регламентов органов власти.

— Какие задачи в деле защиты прав предпринимателей ставите на следующий год?

— Президент Российской Федерации на ПМЭФ в 2024 году говорил, что основой антиинфляционной политики является экономика предложений. Это постоянное наращивание производства отечественных товаров и услуг за счет снижения барьеров. Поэтому задача института уполномоченных по защите прав предпринимателей, органов исполнительной и законодательной власти всех уровней — это создавать благоприятные условия для работы бизнеса.

Так что будем продолжать помогать предпринимателям. Рассматривать обращения, организовывать мероприятия с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти для проведения просветительской работы. Также продолжим практику встреч с предпринимателями и программу посещения промышленных предприятий, ведь одно дело, что показывает сухая статистика, а другое — живое общение с представителями бизнес-сообщества. Все их предложения и проблемы всегда тщательно прорабатываются и включаются в Ежегодный доклад губернатору и депутатам Законодательного собрания Петербурга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс