Представители Минпромторга войдут в состав рабочей группы по маркировке изделий легпрома при Законодательном собрании Петербурга, и приедут в Петербург, чтобы посетить рабочие места предпринимателей, испытывающих трудности с работой программы «Честный знак». Об этом стало известно на совещании рабочей группы при комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству ЗакСа Петербурга.
Совещание было закрытым, в нем принимали участие депутаты Наталия Астахова и Ирина Иванова, уполномоченный по защите прав предпринимателей Петербурга Валерий Калугин и предприниматели петербургских и не только промышленных и торговых предприятий.
- Сразу после окончания совещания в Телеграм-чат, где уже несколько месяцев предприниматели со всей России обсуждают трудности маркировки, вошли 5 тысяч ботов, говорят администраторы группы, в группе было 9 тысяч участников и в один момент их оказалось 14 000. На утро 26 ноября их 11 000 — всю ночь непрошеных ботов вычищали администраторы.
«СДП» поговорил с участниками совещания с Минпромторгом, которое было организовано в результате обращений депутатов и уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга.
Обращений не получали
По отзывам участников совещания замминистра промышленности и торговли Екатерина Приезжева начала с того, что перечислила проблемы маркировки, в том числе те, которые обсуждались на предыдущем заседании рабочей группы, но при этом отметила, что массовых обращений и писем от бизнеса на тему плохо работающей программы «Честный знак» Минпромторг не получал.
В таком же ключе выступила и представитель ЦРПТ, оператора система «Честный знак» — ни одного обращения о плохой работе программы там тоже не видели. Проверили 40 ИП, но проблемы нашлись только у 7, их устранили.
Предприниматели рассказали о своих трудностях и прошлись по техническим и организационным сложностям — как именно работает программа «Честный знак», как она не стыкуется с другими программами и кассовым оборудованием, об этом, в частности, был рассказ Анны Раевской, ИП из Норильска.
Участники совещания узнали, что на маркировку можно получить субсидию по господдержке. Но в Петербурге только обсуждаются такие меры поддержки, ни через Фонд развития промышленности, ни через Фонд микрофинансирования такие субсидии в настоящее время получить нельзя.
Было такое впечатление, отмечают участники совещания, что проблем нет, есть общее недовольство маркировкой. Эти сложности и недопонимания и планируют разрешить представители министерства в поездке в Петербург.
Выезд уже был
О том, как «Честный знак» побывал в магазинах, на рабочих местах предпринимателей, «СДП» рассказывал ранее в материале , к которому предприниматели написали 93 комментария, где рассказали о своих трудностях при взаимодействии с программой.
На совещании об этом рассказывала Екатерина Кузина, предприниматель из Челябинска. «На предыдущем заседании рабочей группы я сделала презентацию — в чем «ужас маркировки остатков»: перепрошивка и замена касс (20-30 тысяч руб), привлечение специалистов (3-10 тыс). Расходы на маркировку — это не 5 тысяч, и не 10 тысяч, и не 60 копеек за марку. Расходы на маркировку — колоссальные, многие предприниматели взяли кредиты», — рассказала она «СДП». И во время приезда сотрудников «Честного знака» в ТК «Норд», они не смогли зайти в кабинет предпринимателя Ирины Димитрюхи, а при попытке совершить две продажи подряд программа выдавала ошибки кода. Екатерина Кузина пригласила Минпромторг также в Челябинск — помочь с наладкой маркировки и тамошним предпринимателям.
Минпромторг же первым делом готов выехать в Петербург и посетить предприятия, которые испытывают трудности с маркировкой, рассказала Наталия Астахова. Начинается плотная, практическая работа инициаторов системы маркировки и тех, кто пытается соответствовать ее ожиданиям, говорят предприниматели.
Мы готовы
«Мы готовы пригласить представителей Минпромторга и «Честного знака» в Петербург и готовы рассказать им о проблемах, возникающих не у отдельных предпринимателей, как они пытаются это представить, а у огромного количества бизнеса, — говорит Ирина Валерианова, предприниматель и сооснователь Ассоциации розничной торговли. — И показать все это на конкретных рабочих местах, и даже пройти вместе маркировку остатков. Недаром прозвучало на этом совещании, что эксперимент с маркировкой не ставился отдельно на микробизнесе, а сразу был для предназначен для торгового, и производственного бизнеса сферы легкой промышленности, и чиновники министерства видимо не понимают, что такое микробизнес. Потому что в микробизнесе может быть один человек с одним магазином, где он и предприниматель, и бухгалтер, и товаровед, и еще должен стать айтишником, чтобы разобраться с «Честным знаком». Получается, Минпромторг нанял на работу весь микробизнес, но без оплаты».
- Уполномоченный по защите прав предпринимателей Валерий Калугин считает, что Петербург — не самый последний регион в экономике страны. И здесь уже чувствуется, что темпы роста легкой промышленности могут сократиться. Маркировка же не решает поставленные задачи борьбы с контрафактом, отмечал бизнес-омбудсмен на совещании 12 ноября, поэтому сроки третьего этапа маркировки нужно перенести на 2027 год и дать бизнесу возможность к нему подготовиться.
Многие технические проблемы маркировки остаются тайной за семью печатями. Такой пример привела и Анна Раевская: чтобы продать изделие легпрома с маркой Data Matrix, нужны касса, сканер и компьютер. Если компьютера нет, то код никак не передать на кассу, функционала у кассы для этого нет. «Но неужели женщина-продавец на рынке, торгующая нижним бельем где-нибудь в глубинке, должна в мороз минус сорок сидеть с компьютером, сканером и кассой, сканируя коды?» — спрашивает предприниматель.
Нас не слышат
«Не хочет Минпромторг слушать ни торговлю, ни промышленность, — говорит после совещания Светлана Молчанова, директор Союза производителей изделий легкой промышленности (СПИЛП). — Послушав то, что прозвучало на этом совещании, хочется напомнить, что предприниматели — это не военное ведомство, с предпринимателями нужно дружить — тогда они будут стараться приносить максимальную пользу».
«Минпромторг слышать предпринимателей не хочет и не понятно какую политику ведет, малый бизнес хочет, наверно, уничтожить. Не понимаю, почему», — удивляется Валентина Миронова, президент СПИЛП и основатель группы компаний по производству женской одежды «Леди Шарм».
- «Ну как так, не было обращений? — продолжает Валентина Миронова. — По своей компании могу сказать, что весь август фактически не работала программа, мы не могли получить коды и не могли отписать оптовикам, звонили в «Честный знак» каждый час. Нам отвечали там: у нас не хватает людей, приезжайте к нам работать. Вместо того, чтобы сказать: у нас программа сырая, не рабочая, говорят, что не было обращений. И когда придумывали программу, никто не подумал, что пожилая женщина будет сидеть с этой программой где-то в маленьком городке в маленьком торговом центре и торговать трусами, и она не сможет пробить чек, а к ней прибегут и посадят?
Я не выступила на этом совещании, но хотела бы сказать, что единственные возвратные изделия из маркируемого товара — это изделия легпрома. Молоко купил — унес, воду купил — унес, а одежда и обувь подлежат возврату. Вот я выпустила 500 платьев. Они поехали по всей стране и одно изделие вернулось с утраченной маркировкой и начинается его розыск — путем исключения. Если просто перевыпустить код — это будет «добавилось изделий», а то изделие, с потерянным кодом, все равно надо найти, чтобы количество совпало».
«Кто-то поплакал над кодом «Честный знак», он размылся и выцветает, — продолжает Валентина Миронова. — Бумага, на которой напечатаны марки, на свет реагирует и начинай все сначала. У нас в компании — пять лишних высокооплачиваемых человек. Они ничем больше не занимаются, только выпускают куар-коды. Это же деньги — по 70 тысяч каждому — и все они ложатся в стоимость изделия. Каждый месяц еще оплачиваем услуги IT-компании.
Начинать надо было маркировку с того, что сделать интернет устойчивым по всей стране.
И еще, это прямо курьез: через 24 месяца (это два года, а мы иногда продаем изделия и 3, и 4 года и больше), мы этот промаркированный товар обязаны продать, иначе нам грозят штрафы, а, скажите, есть те, кто обязаны этот товар купить? Пришлите нам этого покупателя».
- После совещания в чат малого бизнеса в Телеграме в 20.02 вошли 5 тысяч ботов.
Глава рабочей группы по маркировке Наталия Астахова выразила надежду, что присоединение федеральных чиновников к рабочей группе поможет наладить диалог между предпринимателями и «Честным знаком». «У представителей малого и микробизнеса не хватает компетенций и образования для внедрения маркировки. Задача „Честного знака“ была выехать на места и оказать адресную помощь. Если был бы диалог изначально, то сейчас не было необходимости для вмешательства Минпромторга», — пояснила депутат.