Депутаты Законодательного собрания Петербурга на этой неделе приняли за основу законопроект «О введении на территории Санкт-Петербурга специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (АУСН) и о внесении изменений в отдельные законы Петербурга о налогах и сборах». О чем идет речь.
Целью законопроекта, согласно пояснительной записке, является стимулирование деловой активности — путем внесения в действующее региональное законодательство изменений, «которые позволят не допустить резкого роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков Петербурга и частично нивелировать последствия для бюджета, связанные с изменениями федерального законодательства», пишет РБК Петербург. Опрошенные эксперты положительно оценили попытки города, в рамках имеющихся у него полномочий, снизить налоговую нагрузку, которая в следующем году существенно возрастет во всей стране.
«Городские власти по максимуму использовали возможности, предоставленные федеральным законодателем. Другое дело, что воспользоваться льготами сможет не слишком большое число предпринимателей. Но любое смягчение налоговой нагрузки на бизнес — это, конечно, хорошо», — сказала РБК Петербург председатель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Тихонова-Гришина.
Какой бизнес получит льготы
Законопроект предусматривает ряд новшеств для индивидуальных предпринимателей (ИП) и предприятий микро-, малого и среднего предпринимательства (МСП), использующих упрощенную систему налогообложения (УСН) и патентную систему налогообложения (ПСН). Среди мер — продление до 2026 года (включительно) налоговых каникул по УСН и ПСН для впервые зарегистрированных ИП. По данным Смольного, сейчас нулевую ставку ежегодно применяют более 500 впервые зарегистрированных ИП. Как рассчитывают власти, данная мера послужит дополнительным стимулом для поддержания предпринимательской активности и создания новых рабочих мест.
Законопроект сохраняет действующую сейчас в Петербурге пониженную до 7% (по сравнению с 15% по Налоговому кодексу) ставку налога по УСН в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Но льгота теперь будет действовать «только для налогоплательщиков, осуществляющих установленные виды деятельности, не допускающих задолженности перед бюджетом и выплачивающих своим сотрудникам заработную плату не ниже регионального минимального размера оплаты труда (МРОТ)», то есть 25 тыс. руб. в Петербурге. Сейчас условий по видам деятельности и по МРОТ нет, так что данная мера ужесточает условия получения льготы.
Для действующих малых технологических компаний, применяющих УСН, с даты регистрации которых прошло не более 5 лет (включительно), предлагается установить пониженные ставки по УСН: 1% — по объекту налогообложения «доходы», 5% — «доходы, уменьшенные на величину расходов». При этом срок действия льготы не оговаривается. Такие же ставки, но только до 2030 года (включительно), предусмотрены и для IT-компаний, использующих УСН. Как отмечается в пояснительной записке, «данная мера синхронизирована с изменениями федерального законодательства, которыми для IT-компаний, использующих общую систему налогообложения, сохраняется 0% региональная ставка налога на прибыль (с 2025 года увеличивается только федеральная ставка — до 5%) на период до 2030 года». Для малых технологических компаний, использующих общую систему налогообложения, ставка петербургской части налога на прибыль также обнуляется.
Депутат Законодательного собрания Дмитрий Панов считает нужным предоставить льготы не только молодым технологическим компаниям, зарегистрированным не более 5 лет назад, то есть стартапам, но и зрелым фирмам. «Ключевой вклад в достижение технологического суверенитета нашей страны вносят сейчас как раз зрелые компании, которые имеют опыт. Предлагаю их поддержать — тем более, что их в Петербурге достаточно много», — заявил депутат. Он предложил хотя бы изменить планку «возраста» компаний, имеющих право на льготы, до 7 лет.
Автоматизация налогов
Микропредприятия (ИП и ООО) с численностью наемных работников до 5 человек и годовым оборотом не более 60 млн руб. смогут воспользоваться «автоматизированной УСН». Расчет налога будет осуществляться ФНС на основании данных из личного кабинета предприятия/предпринимателя в интернете или по его счетам в банке.
По замыслу инициаторов, это освобождает предприятие от самой большой статьи административных расходов — зарплаты квалифицированного бухгалтера. Однако Янина Тихонова-Гришина отмечает, что микропредприятиям, использующим УСН, не нужен квалифицированный бухгалтер. «Отчетность у них очень простая и руководитель обычно занимается этим сам. Такие предприятия платить НДС в 2025 году не будут, так что их отчетность не усложняется. Расчет налога для них обычно бесплатно делает банк, который обслуживает их счета, причем, этот расчет давно автоматизирован. Теперь этим, вероятно, займется ФНС, но для предприятия это ничего не меняет», — сообщила она. К тому же, по ее словам, таких микропредприятий в Петербурге довольно мало. В целом же малому бизнесу это новшество ничего не дает, утверждает эксперт.
Кроме того, как много раз рассказывали предприниматели, ограничение по персоналу в 5 сотрудников делает АУСН невыгодной для большинства видов бизнеса. «Салон красоты или парикмахерскую не откроешь с 5 сотрудниками, кафе тоже, может быть, для каких-то совсем микропредприятий это подойдет», — говорили предприниматели при обсуждении системы.
Также, вслед за федеральным законом, нынешний петербургский законопроект устанавливает с 1 января 2025 года ставку земельного налога в размере 1,5% в отношении земельных участков с кадастровой стоимостью более 300 млн руб., занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса и не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства.
Кадастр и последствия
«К большому сожалению, в данном пакете законов не нашлось места для льгот на недвижимое имущество, которое облагается налогом исходя из кадастровой стоимости, — комментирует Ирина Иванова, депутат ЗакСа Петербурга и председатель комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству. — А тема эта очень беспокоит предпринимателей. Все очень ждали, что ставка останется в размере полутора процентов, а механизм сдерживания – лимит на ежегодное повышение налога не более чем на 20% — сохранится. Но пока никаких подобных мер в законопроекте не установлено и в будущем году планируется, что ставка вырастет до 2 %, кроме того, расширяется и перечень плательщиков. Если сейчас мы взимаем налог на имущество по кадастру только с объектов площадью от 1000 м2, то со следующего года платить будут и те, кто занимает 500 м2 и более. Причем, как говорит бизнес, в себестоимости продукции этот налог занимает уже минимум в 5% или даже 7%, а это уже серьезная, чувствительная сумма. Впрочем, работа в этом направлении ведется, и внести изменения можно будет и после 1 декабря и даже в следующем году, поскольку срок уплаты налога на имущество 1 апреля 2025 года. Поэтому мы будем продолжать отстаивать эту позицию и предлагать поправки».