Чтобы не попасть в список «подозрительных компаний», надо своевременно и четко заполнять все документы по запросу банка, платить налоги и отслеживать свежую информацию ФНС, проверять на актуальность записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не дробить бизнес, минимизировать операции с наличными и, наконец, проверять своих контрагентов на сайте Банка России в платформе ЗСК. Чем прозрачнее бизнес компании, тем меньше у нее шансов попасть в сложную ситуацию с банком, считает ЦБ.
Предприниматели рассказали «СДП», что получают сообщения об ограничении операций по картам и счетам и внесении ЦБ информации о компании в некий реестр. Заявление на исключение из этого реестра можно подать, но чтобы дождаться решения, нужно ждать 15 дней и решение может не быть положительным.
«СДП» спросил Банк России как не попадать в реестр, и обезопасить себя при расчетах с клиентом.
Чтобы не попасть в список «подозрительных компаний», надо своевременно и четко заполнять все документы по запросу банка, платить налоги и отслеживать свежую информацию ФНС, проверять на актуальность записи в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, не дробить бизнес, минимизировать операции с наличными и, наконец, проверять своих контрагентов на сайте Банка России в платформе ЗСК. Чем прозрачнее
бизнес компании, тем меньше у нее шансов попасть в сложную ситуацию с банком, ответил ЦБ.
Если организация хочет оспорить включение ее реквизитов в базу данных Банка России «О случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента» (Федеральный закон № 161-ФЗ), она может обратиться в свой банк или подать заявление в Банк России на сайте регулятора, продолжают в Банке России.
Банк России рассмотрит обращение в течение предусмотренного законом времени и проинформирует о решении банк или его клиента. Рассматривая каждый случай, регулятор взаимодействует с банками, чтобы исключить риски принятия необъективного и необоснованного решения. Как подать заявление,
подробно разъяснено в «Вопросах и ответах» на сайте Банка России. Обращаем внимание, что в рамках 161-ФЗ речь идет не о блокировке счетов, а об ограничении дистанционного доступа. То есть воспользоваться счетом и деньгами на нем можно, лично обратившись в банк.
Если вопрос возник по работе платформы «Знай своего клиента» (ЗСК), то это сервис, с помощью которого Банк России информирует банки о том, насколько рискованную деятельность ведет тот или иной клиент с точки зрения антиотмывочного законодательства (115-ФЗ). Банк России на основании
собственных аналитических данных распределяет всех клиентов банков на три группы в зависимости от уровня риска: низкую, среднюю и высокую (зеленую, желтую и красную). Банки могут учитывать эту информацию, когда оценивают уровень риска клиента и определяют режим работы с ним.
Прежде всего, нужно исключить вероятность того, что компания действительно относится к группе высокого риска (т.н. красного уровня) по 115-ФЗ. С октября этого года любой человек может проверить, относится ли компания к «красной группе» риска в платформе «Знай своего клиента» на сайте Банка России. Для этого создан специальный сервис.
Подробнее о нем можно прочитать на сайте Банка России.
Оспорить решение о том, что ваша компания относится к группе высокого риска на платформе ЗСК, можно через Интернет-приемную Банка России. (Обращение в Банк России о пересмотре высокого уровня риска в Платформе «Знай своего клиента»)
Кроме того, может быть так, что «красный уровень» компания получила и на платформе ЗСК, и по оценке банка. В таком случае банк обязан проинформировать клиента об этом в течение 5 дней с указанием критериев, на основании которых принято такое решение. Обжаловать такое решение также можно в Интернет-приемной на сайте Банка России. Но обращаться следует в
Межведомственную комиссию при Банке России. (Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии в Законом 115-ФЗ).
Наконец, банк может считать подозрительной конкретную операцию, а компанию отнести к группе «среднего риска» («желтая группа»). В этом случае банк также может применить к ней ограничительные меры. Если ваша компания столкнулась с такими трудностями – например, банк отказывает в проведении операции, вам следует обратиться в кредитную организацию и выяснить причины. Банк обязан дать вам ответ в течение 5 рабочих дней. Вполне возможно, банк запросит
дополнительную информацию или документы, в ваших интересах их представить вовремя. Вам следует также обратиться в банк с просьбой пересмотреть принятое им ранее решение. В течение 7 рабочих дней со дня отправки заявления вы должны получить ответ. Если все-таки претензии банка таким образом не сняты, вы можете обратиться в Межведомственную комиссию Банка России, приложив все необходимые документы и ответ банка. (Обращение в Межведомственную комиссию, созданную в соответствии в Законом 115-ФЗ).
Если же и решение комиссии будет отрицательным, остается возможность обратиться в суд.
Чем прозрачнее бизнес компании, тем меньше у нее шансов попасть в сложную ситуацию с банком, полагает ЦБ.