«Роскачество» признало, что большая часть продаваемого на российских прилавках меда — фальсификат. «СДП» попросил прокомментировать исследования «Роскачества», которые сегодня тиражируются СМИ, Антона Георгиева, владельца ООО «Медовый дом» — одного из крупнейших поставщиков меда в федеральные торговые сети.
Осенью вступили в силу поправки к закону о пчеловодстве: продукцию, в которую добавлен сахарно-фруктозный сироп, теперь недопустимо называть медом. Соблюдаются ли требования? В августе «Роскачество» исследовало недорогой фасованный мед 16 торговых марок, результаты оказались печальными – обязательным требованиям не отвечал ни один из исследованных продуктов.
На этот раз Роскачество расширило список проверенных торговых марок с 16 до 21. Обязательным требованиям законодательства из них соответствуют почти 20%. Как и прежде, основная проблема — фальсификация. При этом один из признаков замены меда на сахарный сироп — несоответствие ГОСТу по соотношению фруктозы и глюкозы, следует из результатов испытаний.
80% меда в России Роскачество называет фальсифицированным.
«СДП» попросил прокомментировать исследования «Роскачества» по меду Антона Георгиева, владельца ООО «Медовый дом» — одного из крупнейших поставщиков меда в федеральные торговые сети.
«Сети платят очень низкую цену за мед, соответственно и мы, переработчики, тоже платим невысокую цену, — рассказал Антон Георгиев. — Закупочная цена на мед из подсолнечника — 1 евро за кило, а в Европе — производителям платят 2,5 евро. У нас мед в два с половиной раза дешевле, чем в Европе и качество его будет соответствующим. Посмотрите, сколько банка меда стоит в Германии и здесь.
Пчеловоды — такие же производители продукта. Платишь ему 130 руб за кг меда и для него это очень мало. И поэтому для него всегда есть соблазн положить в мед сироп. Но чтобы проверить флягу меда, нужно заплатить 20-25 тыс. А ее стоимость — 5 тыс рублей в закупке. Поэтому на проверку мед сдается выборочно, потому что невозможно каждую флягу сдавать на анализы.
Нужно бороться с пчеловодами на местах, но это опять приведет к подорожанию меда. Если мы готовы, что мед вырастет в цене на 50%, то конечно и контроль можно усилить, и пчеловодов просить поставлять качественный мед. Они и так не везут никакого меда, есть дефицит сырья, склад иногда пустой.
Кроме того, основные медоносные регионы России — Ростовская область, Белгородская, Курская, Воронежская. Что там происходит, вы знаете, там и с транспортом проблемы, и люди разбежались, и водители туда ездить не хотят. Это все дает такой результат. И мед в этом году в среднем подорожал на 43%. И на производствах есть проблемы с линейным персоналом, зарплаты выросли на 50%, и это все дает такой результат.
Если при хранении, транспортировке, где-то мед чуть подогрели, не значит, что он плохой. Изменяются 1-2% показателей, и мед уже записывают в «фальсификат».
Еще есть пыльцевой анализ — например, мед липовый, и должно быть по ГОСТу не менее 30% пыльцы липы, а если пыльцы не 30%, а 28%, и все, мед уже не липовый. «Роскачество» пишет, это обман. Но за такую цену это очень хороший мед. Понятно, когда пишешь мед «гречишный», а кладешь «подсолнечник» — это обман, а когда отклонение в содержании пыльцы на несколько%, это не так критично.
А качество сырья у нас ниже, чем в Европе. Если бы нам дали мед поставлять в сети по европейским ценам, за год все эти болезни были бы вылечены».
Роскачество опубликовало результаты анализа меда 21 торговой марки, произведенного в Белгородской, Волгоградской, Московской, Новгородской, Оренбургской, Ростовской и Свердловской областях, в Алтайском и Краснодарском крае. Среди них мед собственных торговых марок – «ВкусВилл», «Каждый день», «Лента», «Моя цена», «Маркет Перекресток», «О’кей», «Щедрый год», Globus Vita.
В аутсайдерах оказались «Мёдэм», «Моя цена», «Щедрый год» и «Каждый день». При этом хороший мед в исследовании тоже выявлен. Его стоимость от 38 до 75 р. за 100 г, пишет «Роскачество».