Отстаивая свое право на занимаемое помещение даже после окончания срока договора, предприниматели не понимают, почему они не могут пользоваться помещением вплоть до аукциона, как это практиковалось в Петербурге ранее.
ООО «Салют», небольшая строительная компания (строит инженерные сети), 8 работников, арендует у города помещение площадью 172 м2 на Новочеркасском проспекте. Из них 60 м2 находится в подвале и 112 м2 отведены на втором этаже под офис.
Кроме коммерческих задач компания возит гуманитарную помощь жителям новых территорий в зону СВО — в том числе бронежилеты и другое.
Предписание
В 2023 году договор аренды у компании закончился и она получила предписание от комитета по контролю за госимуществом (ККИ) о том, что должна освободить помещение. В свою очередь ООО «Салют» направило в КИО заявление о намерении принять участие в аукционе на право занять помещение, где находится их офис, а также гарантийное письмо о том, что если компания не выиграет в аукционе, сразу освободит помещение.
«Они нам весной порекомендовали написать письма, готовы участвовать в конкурсе и в случае проигрыша обязаны помещение освободить. Ситуация вроде нормализовалась», — рассказывает Валерий Ткачев, генеральный директор ООО «Салют».
Рядом находятся помещения спортивного клуба и, возможно, мы им мешаем, говорит предприниматель. И вот на днях в помещение опять пришли представители комитета по контролю за имуществом (ККИ) и требовали освободить помещение.
В пятницу вечером защищать помещение приехали даже казаки — компания входит в казачьи объединения и общественную организацию «Ветераны боевых действий». Ситуация складывалась странно, говорят в аппарате бизнес-омбудсмена Петербурга.
Хорошая практика
«Ранее в Петербурге существовала благоприятная для делового климата практика сохранения предпринимателями права пользования объектами нежилого фонда (здания, помещения) по договорам аренды с КИО после истечения их срока, — рассказывают в аппарате бизнес-омбудсмена Валерия Калугина. — Пока КИО готовил объекты к торгам, предприниматель направлял в ведомство гарантийное письмо с обязательством добровольно освободить объект недвижимости от своего имущества, в случае если аукцион выиграет другое лицо.
Такая опция позволяла бизнесу продолжать пользоваться городской недвижимостью, а бюджет получал арендные платежи. (п. 6 распоряжения КИО от 31.07.2019 № 127-р «О проведении аукционов на право заключения договоров аренды объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга».) Однако, с недавних пор КИО и ККИ самопроизвольно изменили свои подходы к реализации данной нормы», — констатируют юристы аппарата.
КИО принял решение о проведении торгов, направил в ККИ письмо о прекращении мероприятий по выселению предпринимателя и инициировал подготовку пакета документов, в т.ч. провел оценку недвижимости, это было в августе 2024 года, рассказывают в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей.
Свой порядок
Однако, в октябре этого года предпринимателя вновь посетили сотрудники подведомственного ККИ СПб ГКУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» и потребовали освободить помещения, ссылаясь на невозможность для КИО провести аукцион.
- При этом в ККИ отметили, что распоряжение КИО для них не является директивой, и они руководствуются своим порядком, в котором оснований для приостановления мероприятий в данном случае не предусмотрено.
«Таким образом, ККИ осуществляет действия по выселению, не обращая внимания на решения органа, непосредственно распоряжающегося имуществом Санкт-Петербурга, что свидетельствует о несогласованности действий городских ведомств и противоречиях в издаваемых ими актах», — констатируют в офисе уполномоченного.
При этом, у предпринимателя создается ощущение, что город в лице комитетов сначала пошел ему навстречу, а после попросту «передумал».
«Раньше у бывшего арендатора, если у него закончился срок аренды, была возможность «сидеть на фактическом пользовании», написать гарантийное письмо, — говорит юридическая служба уполномоченного. — И пока готовятся торги, КИО принимает решение и, как правило, идет на встречу бывшему арендатору. Арендатор принимает участие в торгах и в случае проигрыша освободит помещение добровольно. Город получает деньги за аренду и не несет бремя содержания, а предприниматель готовится к торгам».
- Но вдруг с конца лета ККИ перестал принимать во внимание гарантийные письма арендаторов, констатируют специалисты. Помещение, чтобы его выставили на торги, должно быть свободно, поэтому письма перестали иметь значение для КИО, предполагает юрист уполномоченного. А ККИ идет по адресам в соответствии с планом проверок.
«СДП» направил запросы в КИО и ККИ с просьбой разъяснить текущую практику использования помещений, принадлежащих городу.