Спрос на полиграфическую продукцию не исчезает, несмотря на развитие онлайн-услуг. При успешном ведении бизнеса окупаемость средней типографии может составить 1,5-2 года. Бизнес типографий нишевый, однако рентабельность в секторе может достигать 30-35%. Как открыть типографию за 5 шагов и учесть множество моментов, рассказала директор и владелица петербургской типографии Art-PR Наталья Зумберова. Она выкупила именно ту типографию, в которой начинала курьером.

Изучите рынок
Наталья Зумберова построила свою типографию на обломках той, где начинала курьером — та типография прошла через банкротство. Предпринимательница докупила оборудование, сумела перестроить работу предприятия. И вот делится вполне рабочим кейсом.
«Посмотрите, каких предложений на рынке много, а какие услуги — редкость. На старте необходимо провести анализ рынка, понять, что востребовано, — рассказывает Наталья Зумберова. — Моя типография сейчас предлагает более 70 видов продукции, от стандартной полиграфии до печати на кружках и свечи с логотипом. Выбирая что-то одно, я поняла, что клиенты вынуждены уходить к конкурентам. Мы теряем деньги, а заказчик — время. Поэтому мой вариант работы — партнерство с другими типографиями, в которых есть специфическое оборудование. Например, объемный или глиттерный лак на элитных каталогах заказывают несколько раз в год, и мы с радостью отдаем отпечатанные брошюры на лакировку в типографию, которая как раз и специализируется на нанесении лака, собирая заказы у других типографий.
Так мы экономим деньги на покупке техники, а наши коллеги заняли свою уникальную нишу со своим специфическим оборудованием. Сейчас мы не только типография, а скорее, уже полноценная рекламно-производственная компания. Можем и напечатать журнал, и листовки для выставки, и баннер, и вывеску, и футболку с кепкой для промо-акции, и подарки для бизнес-партнеров.

Кто ваш заказчик
Кто сегодня заказывает полиграфию? Здесь все зависит от того, с какой отраслью клиентов вы работаете. Постоянно полиграфия нужна тем, кто взаимодействует с сегментом B2C и раздает листовки. Чаще всего, это интернет-провайдеры, ретейлеры, общепит. Мы занимаемся не только полиграфией, но и коробками, и их регулярно заказывают производители, которым необходимо упаковывать товар для транспортировки. Сувенирная продукция в больших объемах, но с периодичностью 2-3 раза в год нужна компаниям из секторов В2В: для участия в выставках, поздравлений клиентов с праздниками. Весной большой спрос от образовательных учреждений — на грамоты, выпускные альбомы, сувенирку.
Стоит отметить, что чаще всего заказывают визитки по 50-100 штук. Но приходит какой-нибудь клиент с заказом на тысячу коробок, и именно он делает прибыль предприятию. В конечном счете все зависит от того оборудования, каким располагает типография. Под него и ищут себе клиентов. Если говорить про «вечнозеленые истории», то очень популярна полиграфия для выставок и новогодние календари и сувениры.
Разберитесь, как все работает
Прежде, чем открывать свое полиграфическое производство, попробуйте поработать в этой сфере. К примеру, я свой путь начинала в найме. В типографию пришла студенткой на должность курьера, за подработкой. Было лето, заказов для развоза тогда набиралось немного, и я попробовала себя сначала в роли менеджера по продажам, а затем дизайнера. Всем тонкостям работы училась непосредственно у коллег.
Когда ты работаешь в небольшой типографии, то должен знать, как все работает. Часто сотрудников приходится заменять: кто-то ушел в отпуск, кто-то просто занят. Я освоила сначала верстку и дизайн, а затем цифровую печать. Потом ризограф — это черно-белая печать, аналог ксерокса, но гораздо большими тиражами. Спустя какое-то время в типографии поменялось оборудование, и заказчики стали жаловаться, что цвет печати стал не тот. Я стала выяснять, как устроена офсетная печать. По сути, она создается из четырех красок: голубой, розовой, желтой и черной.
В результате в тандеме с печатниками мы настраивали оборудование, чтоб процент красок давал необходимый оттенок, соответствующий макету. Есть еще много сопутствующей техники, не только печатной. К примеру, чтобы изготовить буклеты, нужен фальцевальный аппарат, который делает аккуратный и ровный сгиб. Но если согнуть надо картон, например, для открыток или подарочных сертификатов, то для этого используется биговальный аппарат, который создает «канавку» на картоне, чтобы он не лопался при сгибе.

Для каждой операции необходимо свое оборудование. Тем не менее, типография — это сезонное производство, поэтому раз в году — перед Новым годом, мы с коллегами дружно из офиса спускаемся на производство, чтоб помочь в цеху постпечатной обработки собирать настенные календари. Здесь нужен ручной труд, и чем ближе к Новому году, тем жестче сроки сдачи заказов. В итоге я на практике я изучила весь цикл производства. И теперь могу разобраться самостоятельно с любыми заказами.
Распланируйте бюджет
Этот пункт самый непростой, и лучше к нему подходить без «розовых очков». Типография может зарабатывать больше миллиона рублей в месяц в прибыльные периоды. Но объем выручки во многом зависит от сезонности. К примеру, моя типография приносит прибыль до 1,5 миллионов рублей в месяц. Такие суммы можно заработать в предновогодний период. Но в январе, в период затишья прибыль может составлять и 300 тысяч рублей.
Если вы хотите хорошо зарабатывать, в оборудование придется серьезно вложиться. Самый бюджетный вариант обойдется от миллиона рублей — это нижний порог. Из них от полумиллиона уйдет на покупку техники, причем бывшей в употреблении.
К примеру, цены на однокрасочные офсетные машины б/у начинаются от 100-150 тысяч рублей, и это варианты, которые почти наверняка будут требовать ремонта. Помимо печатного оборудования вам сразу понадобится сопутствующая техника для постпечатной обработки: резак, фальцевальный аппарат для брошюр, биговальный аппарат для биговки открыток и обложек из картона, ламинатор и расходники к нему, а также ассортимент сопутствующего оборудования в зависимости от вида печати, которой вы будете заниматься. Например, брошюровщики для многостраничных изделий, оборудование для сборки настенных календарей, вырубной тигель для вырубки коробок и pos-материалов с фигурными формами.
Еще одна графа затрат — аренда помещения. Если вам очень повезет, можете найти площадку за 15-16 тысяч рублей за 1 м2. И как правило, развитие проекта с таким бюджетом — это поначалу работа в режиме 24/7. Проблема «начинашек» в том, что первые годы все силы уходят на окупаемость, а на рост не хватает ни средств, ни времени. Чтобы обрасти большим парком техники, уходят годы. Потому что любое офсетное оборудование для тысячных тиражей полноцветной полиграфии стоит миллионы рублей. А средняя рентабельность типографии составляет 30%. Таким образом, чтобы заработать 3 миллиона, надо продать полиграфии на 10.

Средний чек в типографии с цифровой печатью небольших тиражей — 5 тысяч рублей. Следовательно, вы должны получить деньги за 2000 заказов, чтоб заработать 10 млн рублей. А для этого нужны менеджеры либо другие эффективные сотрудники по продвижению продаж.
Второй вариант — это вложение десятков миллионов рублей. Это поиск инвестора, серьезные вложения в оборудование, рекламу, грамотную команду, менеджмент, и автоматизацию бизнес-процессов.
Штат и зарплатный фонд
Для маленькой цифровой типографии необходимы хотя бы два сотрудника. Такой же минимум нужен, если вы решили заняться производством сувенирной продукции.
В типографии с офсетной печатью (а это всегда большие тиражи), работают минимум восемь человек, так как работа там идет в две смены:
— два печатника,
— два помощника печатника,
— резчик и желательно смена для него тоже,
— при офсетном оборудовании всегда есть вырубной тигель, а значит, еще должен быть вырубщик. Если работы на вырубке немного, этот же человек может работать на фасовке.
— постпечатник (собирает брошюры и календари, упаковывает тиражи)
Это минимум.
В типографиях на большинстве специальностей работают мужчины, потому что офсетная машина, тигель, резка — это физически тяжелый труд. С учетом нехватки кадров на рынке труда в целом зарплаты сейчас должны быть «на уровне». Дешевле, чем за 80 тысяч рублей в месяц мужчину-сотрудника в типографию в Петербурге вы себе не найдете.
Хороший печатник получает от 100 тысяч рублей на производстве с офсетной печатью. На «цифре» — от 70 тыс. руб.
Таким образом, на минимальный коллектив из двух человек (печатника и резчика-упаковщика) нужно закладывать от 160 тыс. руб. в месяц.
Если говорить о дополнительных сотрудниках, то женщины на должность сборщиц трудоустраиваются за 40-50 тыс. руб. Зарплата хорошего сотрудника отдела продаж в Петербурге сейчас составляет минимум от 100 тысяч рублей.
Для того, чтобы типография не нуждалась в заказах, необходим специалист отдела продаж. А хорошие продажники обычно получают и оклад, и процент с продаж. Меньше чем за 80-100 тысяч хорошего продажника переманить не получится.
Ошибки работы с макетами
Основа качественной полиграфии — не только оборудование, но и качественно изготовленный макет. Мы обязательно проверяем все макеты на пригодность для печати, потому что требования типографий существенно отличаются от картинок, которые дизайнеры делают для сайтов. Гипер-цвета на экране монитора и итоговый напечатанный вариант могут существенно отличаться, и наша задача — объяснить заказчику заранее, что яркие цвета светящихся пикселей не имеют ничего общего с плотным слоем краски или тонера в цифровом принтере.
Еще одна распространенная ошибка: заказчик делает макет листовки у дизайнера, не знающего технических требований к макетам полиграфии. Еще одна частая ошибка — макеты брошюр разворотами, где страницы идут подряд, и, чтобы грамотно сверстать такой макет для печати, приходится тратить много времени. Дизайн полиграфии — это симбиоз творчества и четких технических характеристик. Идеальный вариант, если заказчик делает макет сразу непосредственно в типографии. Тогда специалисты сразу делают четкий макет, который потом можно повторно отправлять в печать на любом оборудовании.

Планируйте заказы заранее
Чем больше заказы, тем больше времени нужно для их выполнения. Поэтому планирование — важная часть работы. У многих клиентов есть регулярные заказы, и их можно планировать. Это дни рождения компаний, профильные выставки и конференции. Представьте: чтобы «собрать» клиента на выставку, нужно около десятка позиций: полиграфия на стойку, буклеты на раздачу, каталог продукции, брендированные, ручки, блокноты, календари, значки, пакеты. Это не один день работы. Подготовку к самым масштабным событиям можно начинать за несколько месяцев. Например, одному из наших заказчиков мы уже много лет делаем сувенирные календари с символом будущего года. Дизайн для них мы создаем летом, а готовую продукцию отгружаем в октябре, чтобы клиент успел разослать календари в филиалы по всей стране, и начал дарить подарки клиентам уже с середины ноября.
Любите своих клиентов
Хороший сервис может стать основой для многолетнего взаимодействия. К примеру, мы храним макеты для печати всех наших заказчиков, которые когда-либо приходили в типографию. Бывали случаи, когда клиенты приходили к нам спустя годы с запросом распечатать то, что заказывали несколько лет назад. Еще один лайфхак: некоторые типографии делают сборные тиражи визиток для клиентов, чтобы пойти навстречу тем заказчикам, кому нужны небольшие тиражи. Стандартный печатный тираж на офсетной машине формата А3 — 500 листов. На одном печатном листе 24 штуки — это 12 тысяч визиток за один тираж. Не всем заказчикам нужно столько. Поэтому типографии ищут несколько клиентов на каждый тираж. В сборных тиражах так же печатают листовки, флаеры и карманные календари.
Справка. Примеры оборудования
У каждой типографии есть основной вид полиграфической продукции, который составляет основную часть доходов. И как правило, зависит он от вида оборудования, имеющегося в вашем распоряжении.
Типографии с офсетным оборудованием специализируются на рекламной полиграфии.
Большой парк постпечатного оборудования позволяет делать брошюры, блокноты, книги. Стоимость резаков для бумаги, к примеру, начинается от нескольких тысяч для формата А4 и доходит до 800 тысяч для техники с длиной реза реза 2000 мм. Такая же история с ламинаторами, переплетчиками.
Шелкотрафаретный станок или оборудование для тампопечати нужны для изготовления сувенирной продукции и печати на дизайнерских картонах. Цены на небольшие тампостанки начинаются от 40-45 тысяч рублей. автоматизированные варианты стоят более 1,5 млн рублей.
Вырубной тигель нужен для вырубки коробок или сложных изделий, также его можно приспособить для тиснения золотой фольгой. Стоимость такой техники от нескольких сотен тысяч до 3 млн рублей.
Широкоформатный плоттер нужен для печати баннеров, плакатов и наружной рекламы. Стоимость его начинается от 2 млн руб. может достигать 6-7 млн руб.
Цифровой принтер подойдет для маленьких тиражей листовок или визиток. В среднем стоимость таких вариантов на рынке сейчас 250-300 тыс. руб.
Посмотреть, что делает типография Art PR можно здесь.