В феврале 2024 года Владимир Путин в Послании Федеральному собранию призвал обеспечить права предпринимателей и заменить мораторий на проверки на профилактические мероприятия. Бизнес опасается, что проверки активно начнутся с Нового года.
Мораторий на проверки себя полностью оправдал, отметил президент в послании ФС. Компаниям нужно с 1 января 2025 года отказаться от временного моратория и перейти на рискориентированный подход, и также минимизировать число проверок.
С тех пор бизнес задается вопросом, продлят ли мораторий или готовиться к проверкам.
«Все содержится в постановлении Правительства РФ от 10 марта 2022 года N 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля»:
• п.3. — мораторий на ВНЕПЛАНОВЫЕ проверки без согласия прокуратуры до 2025 года;
• п. 11_3. — мораторий на ПЛАНОВЫЕ проверки до 2030, кроме опасных производств, образования и здравоохранения», — разъяснил Владимир Меньшиков, председатель правления НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» и общественный представитель бизнес-омбудсмена Петербурга.
«Мораторий означает, что внеплановые проверки будут ограничены до конца 2024 года, на плановые мораторий предусмотрен до 2030-го года. По сути внеплановые проверки и так проводили только по согласованию с прокуратурой. Поэтому глобально никаких изменений не будет, как не было и серьезных катаклизмов. В редких случаях бывает, что проверки могут использовать как элемент недобросовестной конкуренции. Но можно заметить, что сами проверяющие перестроились и критичного ничего не наблюдается», — отмечает Владимир Меньшиков.
Предприниматели за то, чтобы их совсем не трогали, отмечают в аппарате уполномоченного по защите прав предпринимателей Петербурга. «Но так не будет. Будут профилактические мероприятия, например, профилактический визит без санкций, и там, где серьезные риски, может быть проверка», — уточняют там. 248-ФЗ разделяет контрольно-надзорные мероприятия и профилактические мероприятия.
Тем временем проверкам в Москве подверглась сеть «Теремок». Скорее всего, внеплановым.
66 протоколов
Роспотребнадзор обнаружил нарушения в хранении продуктов, маркировке и требованиях по микробиологии в сети «Теремок» в Москве. В результате служба выписала 66 протоколов об административных нарушениях, а также штрафы на сумму 870 тысяч рублей.
При проведении Роспотребнадзором выборочного контроля в отношении АО «Теремок-Инвест» было проверено 48 объектов. На 18 из них установлены нарушения условий хранения пищевой продукции (температурного режима), а на 12 — требований к маркировке. В результате служба сняла с реализации 124 кг пищевой продукции.
Как помнят читатели «СДП» и пользователи социальных сетей Михаил Гончаров не так давно, в августе, откровенно высказался о маркировке товаров, причем, он начал даже не со своего личного мнения, а с мнения дизайнера Артемия Лебедева. Цитирует он и «трактат о распространении бессмысленного труда».
Что такое риск-ориентированный подход
Понятие риск-ориентированного подхода появилось в поправках к Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», внесенных в середине 2015 года.
Риск-ориентированный подход — это один из основополагающих принципов реформы контрольной (надзорной) деятельности, предполагающий, что интенсивность государственного контроля (надзора) или муниципального контроля за деятельностью контролируемого лица, а также формы такого контроля (надзора) напрямую зависят от рисков нанесения ущерба охраняемым законом ценностям из-за возможного несоблюдения требований в ходе такой деятельности.
Общий смысл риск-ориентированного подхода Министр экономического развития Максим Решетников в одном из своих интервью обозначил так: «Если есть малое микропредприятие, если оно занимается каким-то простым бизнесом, не надо туда ходить и не надо предпринимателям и думать об этом». Таким образом, предполагается, что снижение административной нагрузки на бизнес повысит уровень доверия и взаимодействия между бизнесом и государством.
Подробно принципы применения риск-ориентированного подхода закреплены в главе 5 («Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля») Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
При этом самого понятия «риск-ориентированный подход» в этом законе нет.
В соответствии с 248-ФЗ выделяется шесть категорий риска причинения вреда (ущерба):
- чрезвычайно высокий риск;
- высокий риск;
- значительный риск;
- средний риск;
- умеренный риск;
- низкий риск.
- Критерии риска, согласно 248-ФЗ, формируются по результатам оценки риска причинения вреда (ущерба). Они должны учитывать тяжесть причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям и вероятность наступления негативных событий, которые могут повлечь причинение вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также учитывать добросовестность контролируемых лиц.
- Проводится также оценка добросовестности контролируемых лиц, в частности внедрение сертифицируемых систем внутреннего контроля; предоставление контролируемым лицом доступа контрольному (надзорному) органу к своим информационным ресурсам; независимая оценка соблюдения обязательных требований; добровольная сертификация, подтверждающая повышенный необходимый уровень безопасности охраняемых законом ценностей; страхование рисков контролируемым лицом и т. д.