По сообщению издания Shoppers петербургские предприниматели Борис Крупкин и Михаил Августин строят на Бали премиальный ресторан греческой кухни. Заведение будет работать на берегу Индийского океана, в провинции Бадунг.
Мы спросили об этом, а также о том, как живется и работается на Бали Михаила Орлова, дизайнера и ресторатора, который причастен к открытию более 100 ресторанов в Петербурге и Москве и в Крыму. Последние годы он проводит в Индонезии, на острове Бали.
— Мы сначала пытались договориться (с Крупкиным и Августиным — Ред.), но им оказался нужен конкретный французский архитектор, — рассказывает Михаил Орлов. — А мой текущий проект — это 4 — этажный фудкорт с видом на океан — в самом модном районе. Здесь около 1000 м2, двор атриум, открытая терраса — около 1,5 тыс м2. Рассчитан на 1200 человек одновременно. Открыт будет с 7 утра до 23.00.
Хорошие рестораны на Бали сейчас битком, ходят в них, в основном, европейцы. И это принимают в расчет те, кто начинает новые проекты. Ресторан русской кухни в Убуде, который я придумал год назад (ссылка) работает шикарно, посетителей много.
Публика, как мне кажется, это тоже украшение ресторана. Местные по ресторанам чаще всего не ходят. Есть и россияне, примерно 20% посетителей заведений, но большинство европейцы, и это серферы со всего света. Все это располагает к запуску проектов.
Мы вместе с одним популярным московским ресторатором планируем здесь сделать 6 проектов. Он никогда не был на Бали, но место становится все более модным, все более европейским, и скоро будут прямые рейсы из Москвы — это притянет сюда и инвесторов, и туристов. Могу сказать, что до сих пор на Бали не было рестораторов такого уровня. Один из проектов предполагает фудмолл в нью- йоркском стиле. Как будто он не на Бали, а в Бруклине. Здесь будут располагаться корнеры, 8 концепций: Италия, Азия, вегетарианская концепция, рыбный винный бар, буфет и кофейня. А также коворкинг и танцы по вечерам. Корнера русской кухни не будет.
Здесь много наших, питерских на ПМЖ, например, ресторатор Игорь Гришечкин, повар Никита Джангл, (мы с ним тоже планируем проект), их целый конгломерат, в том числе, дизайнеры. Рестораторов пока нет, но многие звонят, интересуются. Сейчас одна проблема — сложные перелеты. Но вот запустят прямые рейсы из Москвы — и появятся новые возможности.
Местные власти видят, что присутствие экспатов и развитие ресторанной и отельной отрасли действует на развитие турпотока на остров. Поэтому не вижу препятствий для новых инвесторов. Конечно, наша российская ментальность иногда еще показывает себя, а давайте налоги не заплатим. Но если делать все по закону, получить рабочую визу и соблюдать несложное местное законодательство, то работать и зарабатывать здесь можно. ВНЖ есть нескольких разных вариантов, это легко делается через агентов. 500 долларов стоит долгосрочная виза и не надо никуда ходить, все можно сделать через whatsapp, туда же приходит сама виза. Строительные материалы и работа строителей в разы дешевле, чем в России. У персонала зарплата — 200-300 долларов. У шеф-поваров — такая же как и на родине.
Здесь рестораны — это летние площадки. В отоплении нет нужды. Температура меньше 25-30 градусов не падает. Открыть ресторан стоит 100 тысяч долларов, по сравнению с 1 млн долларов в России. И это минимум. Цены мы тоже сравнивали, средний чек здесь — 20-30 долларов, это пообедать, поужинать.
Стоит отметить, что релокантов стало больше и они стали более качественными, что ли. Те, с рюкзачками, куда-то подевались, теперь люди более респектабельные, и это сказывается и на среднем чеке, и на окупаемости проектов. Куча старых потрепанных ресторанов закрывается и на их месте открываются современные, с современными концепциями. Если кто хочет, надо успеть.
Один минус, аренду участка надо платить сразу за весь срок. Например, на 5 лет. За месяц это недорого, а за пять лет кажется, что дорого. Но арендодатели сразу хотят за весь срок. Можно заплатить за год. На фудкорте — это 2 тысячи долларов в месяц и можно платить помесячно. Но сюда входит мебель, озеленение, дизайн, а за 10 тыс можно даже открыть свое предприятие.
Здесь 30 сетевых шавермных, они хорошо работают, шаверма стоит 5 долларов. Кофе — 2,5 доллара. Кроме того, тут круглый год можно купаться в океане, гулять.
Насекомые, ядовитые змеи? Я этих проблем не вижу. Мошкары, как в лесах Ленобласти тоже нет. Змей видел, но если их не трогать, они не нападают.
Себе строю двухэтажный дом. С красивым видом на океан. 160 м2. Работает команда строителей, это мигранты с Явы и острова Сумба, они стоят 12 долларов в день. Похожи на узбеков, доброжелательные, спокойные. Объекты у них идут один за другим. Дом с простой отделкой стоит 300-400 долларов за 1 м2 плюс стоимость земли. Здесь есть земля в собственности и аренда. Аренда дешевле — договор можно заключить на 10 лет и потом продлевать. Примерно от 5 тысяч долларов за сотку. Сотки для виллы достаточно. У меня вокруг виллы джунгли, в пяти минутах ходьбы — роскошный пляж. Бали для меня как вторая родина. Я жил в Нью-Йорке, Москве, Ялте и Питере. Но здесь лучше, правда.
Бали, как мне кажется, скоро будет все больше похож на Калифорнию, здесь строят метро, расширяют дороги это очень перспективное место, туристов все больше, новые районы появляются, отличный аэропорт, и все растет на глазах.