Предпринимателей Петербурга, представителей торговли и легкой промышленности, которые видят множество барьеров при внедрении маркировки изделий, принял уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Валерий Калугин. Проблема маркировки впервые признана представителями власти.
Малый и микробизнес рассказал, как происходит сам процесс маркировки изделий, который должен закончиться 15 сентября (через 5 дней), и абсолютное большинство, особенно те, кто только что узнал о маркировке, конечно, не успеют к этой дате. Сама система оказалась не готова — очень часто зависает, не справляется, говорят участники процесса. А значит, им вскоре могут полагаться штрафы и приостановка деятельности, а возможно даже возбуждение уголовного дела (от 2 до 6 лет). Чем провинился этот сектор?
Омбудсмен с пониманием отнесся к рассказам бизнеса и выразил удивление — он и не знал, с какими трудностями сталкиваются владельцы небольших магазинов одежды, небольших производств изделий легпрома. Заявление предпринимателей принято и будет изучено с правовой точки зрения.
Бизнес-омбудсмен — это надежда
Стоит отметить, что у бизнес-омбудсмена Валерия Калугина есть в багаже исправления федеральных законов, которые были несправедливы по отношению к малому бизнесу. Так, ему удалось повлиять на изменение Водного кодекса РФ, это потребовало огромной работы всего аппарата, юристов, после того, как предприниматели Петербурга, работающие в секторе водного транспорта обратились к нему с просьбой изменить ситуацию с заключением без торгов договоров водопользования при наличии у них договора аренды городской набережной. Ранее ситуация была на грани абсурда — участок набережной был, а на водопользование они должны были выигрывать дополнительный конкурс.
6,5 лет на маркировку остатков
Не меньше абсурда и в нынешнем процессе маркировки изделий легпрома, считают заявители. «С 15 сентября 2024г. запрещено продавать товары легкой промышленности без маркировки «Честного знака», — пишут предприниматели в обращении к омбудсмену. — Необходимо промаркировать все остатки, а это десятки тысяч единиц на каждый товар нужно создать отдельный штрихкод. Остатки товара увеличились, начиная с пандемии, из-за снижения покупательской способности и оттока покупателей на маркетплейсы. В среднем у предпринимателей от 5 000 до 40 000 единиц товара, на каждый из которых надо создать свой штрихкод маркировки.
Для этого надо сначала переписать всю информацию с бирки — бренд, артикул, размер , цвет, состав.
Дальше, учитывая тип изделия и его состав, каждому товару надо подобрать коды, выискивая их на отдельном сайте.
- Затем, зарегистрировавшись в «Честном знаке», создав личный кабинет, подписав множество договоров, можно приступать к созданию карточек.
Каждую вещь надо описывать отдельно, если есть различия в цвете или размере, то есть если в наличии два размерных ряда блузок голубого и белого цвета в шести размерах надо создать 12 карточек. Для этого нужно заполнить от 13 до 20 полей в таблице excel, перенося информацию с ручных записей.
На заполнение одной карточки предпринимателю с опытом работы на компьютере требуется 15 – 30 минут. Несложно подсчитать, что только на это потребуется от 250 дней до 6,5 лет. У одного предпринимателя в группе в ВК, посвященной торговле, имеется 102 тысячи единиц остатков товаров — сколько лет ему понадобится, чтобы ввести их в оборот — 10 лет, больше?
Но, учитывая, что возраст предпринимателей, многие из которых стояли у истоков создания отрасли розничной торговли, сейчас 50+, это занимает намного больше времени, если вообще возможно», — пишут предприниматели.
Модерация
Но это еще не конец, созданную карточку надо отправить на модерацию в «Честный знак», которая может занять от нескольких часов до пяти дней, и очень часто система висит — из-за перегруженности, ответ из нее приходит не быстрее, чем в течение двух суток. Очень часто карточка возвращается для редактирования с ответом «Требуется внести изменения».
Внеся их, вновь отправляем на модерацию и так может повторяться 3 — 4 раза. «Видеоролики с инструкциями «Честного знака» сделаны непонятно, без чёткой последовательности, объяснены недоступным для пользователя языком, с некачественным видео, на котором невозможно что-либо разглядеть», — отмечается в обращении.
«Но если модерация прошла успешно, то подписываем ЭЦП и оформляем заказ на марки, прописывая количество. В этот момент выставляется счет на оплату, это те самые 50 коп ( + 20% НДС), который являются верхушкой айсберга, после покупки компьютеров, сканеров, принтеров, программного обеспечения и т.д. А если заказывать марки через фирму, то это стоит от 5 до 100 руб (по отзывам, в Приморье) за единицу и выливается в десятки и сотни тысяч рублей», — говорится в обращении. Многие, узнав о маркировке недавно, покупают у левых фирм коды маркировки за 15-18 руб, вынуждены нести затраты на сумму 100 тысяч.
Чем меньше ИП, тем выше нагрузка
B чем меньше ИП, тем больше выше нагрузка — ИП берет разнообразный товар, чтобы повысить продажи, рассказывают предприниматели, а чем больше разнообразного товара, тем больше нужно заниматься маркировкой. «Молочной промышленности легче — разнообразие на их производстве не так велико, настроил систему и штампуй маркировку на 3-5 видов товаров», — отмечают они.
- Кроме того, предприниматели спрашивают, зачем еще нужны сертификаты на товары, если без маркировки они теперь ничего не значат? Зачем бизнесу двойные расходы — и на маркировку, и на сертификацию? Тогда надо отменять сертификаты, говорят предприниматели.
«Мы попытались разобраться с системой Честный знак, простому обывателю тут не разобраться, все пишут, нужны как минимум знания программиста. Т.е. сейчас на маркировке зарабатывают все, в том числе, левые фирмы которые ее «помогают» сделать тем, кто в этом ничего не понимает, а по факту бизнес несёт колоссальные финансовые потери», — пишут предприниматели на платформе Яндекс. Дзен.
Присоединиться к чату предпринимателей, где можно обсудить внедрение и использование маркировки одежды, обуви, можно здесь.