Непродовольственные товары могут перестать покупать офлайн

Борис Кац, председатель совета директоров сети магазинов для творчества «Леонардо», проанализировал перспективы офлайн-торговли в России на ближайшие годы. Практически все непродовольственные товары перейдут в e-com, четверть торговых площадей будет не нужна, а их нужно будет обслуживать и отапливать, и все это спровоцирует экономический кризис. О том, что кризис уже идет, говорят предприниматели, участники торговли в ТЦ. 

Во многих ТЦ несмотря на буквально жаркое время начала сентября ощущается недостаток покупателей. Хотя арендаторы площадей в ТЦ и ТК на него очень рассчитывали

«Евгений Щепелин, экс- председатель совета директоров СберМегаМаркет, проанализировал отчётность Ozon и нашёл там прогноз развития рынка, — пишет Борис Кац в своих соцсетях. — Что я бы выделил: к 2027 году Ozon прогнозирует, что из 64 трлн руб розничного товарооборота 24 трлн руб в РФ будет приходится на е-com.

Одновременно Aldi (европейский ритейлеры) начал отказываться от доставки товаров, как экономически не целесообразной деятельности.

Надо разобраться, как это всё влияет на российский рынок .

1. Очевидно, что больший рост е-com ожидается в категории нонфуд. Можно спорить про конкретные цифры, но скорее всего как минимум 50% продажи нонфуд (товары народного потребления) будут онлайн. Нонфуд занимает примерно, половину объёма продаж. Половина от 64 трлн рублей — это 32 трлн. Исходя из того, что 16 трлн будет продажа нонфуд и 6 трлн продукты, в сумме 24 трлн руб —  рынок е-com. Цифры примерные, скорее всего на нонфуд будет больше доля и выручка.

2. Детальнее про нонфуд.
Если половина рынка нонфуд переместиться в онлайн, то это обозначает закрытие примерно половины магазинов. Нет, снизить расходы пропорционально снижению выручки не получается. Аренда так не снижается, расходы на регулярную доставку товара от объёмов зависят не напрямую, сокращать штат пропорционально падению продаж тоже сложно. Свет и отопление тоже не зависят от продаж.

3. Рынок торговой недвижимости в России составляет, примерно 200 млн м2.
И если четверть этих площадей станет не нужна — это станет проблемой. Эти площади всё равно надо отапливать, платить с них налоги (а часто коммерческую ипотеку). Ещё раз: речь идёт о появлении до 50 млн м2 не нужных торговых площадей в формате стрит ритейла (помещения в жилых домах) и торговых центров.

Проблема не в самих изменениях рынка, а в скорости. Недвижимость — рынок медленный. Переварить резкое появление такого количества площадей — не возможно. И нет, на открытие ПВЗ маркетплейсов столько площадей не нужно. Плотность выдачи товаров в ПВЗ больше, чем в магазине в 20-40 раз. На 10-20 закрытых больших магазинов появится один ПВЗ.

Когда множество экономических агентов одновременно получают не прогнозные, а совсем другие, отрицательные финансовые результаты от деятельности, отрицательные результаты от инвестирования или кредитования — то по учебнику — это приводит к экономическому кризису.

Напомню, что такое феноменально быстрое развитие маркетплейсов стало возможным благодаря сочетанию эффективности модели (кто бы спорил) с одновременно полученным фактически карт-бланшем на не уплату налогов всеми участниками цепочки товародвижения через маркетплейсы и права не соблюдать законы (сертификация, зачастую маркировка, дробление бизнеса)», — заключил эксперт.

Предприниматели, работающие в торговых центрах, расположенных в периферийных районах жалуются на отсутствие трафика и то, что управляющие компании ТЦ ничего не предпринимают с целью привлечь покупателей.

Опасаясь низкой посещаемости

В июле «СДП» писал, что так называемые районные ТЦ, открытые в расчете на высокий трафик в районах новостроек Ленобласти на границе с Петербургом, нередко стоят пустыми, заманить покупателей стало все труднее — ПВЗ маркетплейсов открыты в каждом доме, а арендаторы фудмоллов и фудкортов, видимо, также не приходят арендовать площади, опасаясь низкой посещаемости.

Предпринимательница рассказывает: «Ревела в голос. У меня 6 магазинов в ТЦ и за два дня продажи — нули во всех шести магазинах. И это в первые числа сентября, когда трафик традиционно высокий», — говорит она.

Большая часть покупателей «отвалилась» в связи с бурным развитием маркетплейсов, но там ведь не определить состав ткани одежды, говорит Татьяна Волощенко, предпринимательница, работающая в секторе торговли одеждой. «Часть покупателей вообще экономят, сейчас в банк можно положить деньги под достаточно большой процент (до 21%-Ред.). Многие ушли на маркетплейсы. Где-то открывают фуд-моллы, это хоть как-то генерирует трафик. Но в нашем ТЦ фуд-молла нет и не планируется», — сетует предпринимательница.

Как понять, куда вы попали

В новом ТЦ только через год аренды становится ясно, есть здесь трафик или нет. А вот выйти из аренды не так просто, за досрочное расторжение предусмотрены штрафы и даже не продление договора аренды чревато разбирательствами, нередко судебными. «Не хотят подписывать акт приемки помещения, тянут время, и предприниматель попадает на штрафы», — говорят арендаторы комплексов. И вернуть депозит, а это достаточно серьезная сумма, также, как правило, не удается.

  • На месте управляющих ТЦ предприниматели снижали бы арендную плату в «плохие месяцы» — на 30-50% и тем самым делали бы лояльнее арендаторов и привлекали бы новых. «Любую аренду можно осилить, если есть движение в комплексе», — говорит Татьяна Волощенко.

Мировой опыт

Между тем комментаторы к посту Бориса Каца в социальной сети приводят свои примеры. В Израиле в торговых центрах собственно торговым, остается нередко только первый этаж, а на остальных — офисные центры и сервисы, кабинеты врачей и юристов, солярии и фитнес центры.

«Сейчас небольшие ТЦ переделывают цокольные этажи в склады или дарксторы и получают сопоставимую выручку», — приводит пример еще один пользователь.

Также читатели отмечают, что если до сих пор Европа обходилась без ПВЗ или ПВЗ служили магазины сетей (как сейчас в России «Пятерочка», например), то в будущем, пункты выдачи заказов могут появиться и в европейских странах.

  • Можно вспомнить, что на одной из конференций в Сколково, еще в 2019 году, посвященной бизнесу с Китаем, спикеры рассказывали, что в Китае весь нонфуд уже покупают онлайн. Продвигают его, в основном, через блогеров. Однако это не касается одежды. Покупка моющих средств и предметов интерьера, бумажных полотенец и всего, что называется «дрогери ретейл», это одно, а покупка дорогих платьев или обуви, конфекциона — совсем другое.
Рейтинг
( 9 оценок, среднее 4.44 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс