Vokzal 1853 — самый большой фуд-холл в Петербурге. Здесь 34 000 м2 и 80 корнеров.
Формат фуд-холлов сформировался в России в современном понимании в 2014 году с открытием первого проекта в Москве. За 10 лет количество гастрономических объектов превысило 100, и, по данным консалтингового агентства NF Group, на начало августа 2024 года в России представлено уже столько же фуд-холлов, сколько и во всей Европе. Основные тренды в создании гастрономических пространств в России – разнообразие выбора кухонь и блюд, высокое качество еды, поддержка локальных и уникальных гастрономических концепций, а также развитие фуд-холлов как мест для отдыха и общения – соответствуют европейской практике.
Однако количество планируемых и строящихся фуд-холлов в России значительно превышает европейские показатели, что связано с начальной стадией развития этого рынка, особенно в регионах. В среднесрочной перспективе российский рынок может обогнать Европу по количеству подобных заведений.
- Основной объем площадей представлен в Московском регионе (67 объектов на 208 тыс. м2), в Санкт-Петербурге и Ленинградской области действует 17 объектов на 55 тыс. м2, на остальные регионы приходятся оставшиеся 53 объекта на 107 тыс. м2.
До конца года ожидается открытие еще 18 новых проектов, в случае их запуска 2024 год потенциально может стать рекордным по количеству открытий в этом сегменте. Открывшиеся с начала 2024 года проекты – это фуд-холлы площадью от 200 до 2 500 м2, что несколько меньше среднего размера объектов на российском рынке, который составляет 2 700 м2. Более половины новых фуд-холлов (55%) размещены на территории торговых центров.
Несмотря на появление новых гастропространств в торговых центрах, фуд-холлы не вытесняют фудкорты. Это разные форматы, предназначенные для разных целевых аудиторий, которые могут успешно сосуществовать в рамках одного торгового центра, однако должны располагаться в разных частях объекта или на разных этажах. Фуд- холлы ориентированы на людей в возрасте от 25 до 40 лет с доходами выше среднего, в том числе на туристов, сотрудников близлежайших бизнес-центров и активную молодежь. Поэтому фуд-холлы появляются именно в тех торговых центрах, где есть
соответствующая аудитория.
В Москве и Московской области в настоящее время работает 67 фуд-холлов общей площадью 208 тыс. м2. С начала 2024 года в Московском регионе запустили 6 проектов общей площадью 4,5 тыс. м2. Среди них − три гастрокластера в торговых центрах «Место встречи»: «София», «Киргизия», «Орион»; а также «TI Балкон» в ТЦ «Авиапарк», «Космопорт» в ТЦ «№1». Самое крупное среди новых фуд-холлов
гастропространство открылось в МФК «Technopark Plaza» — Kitchen Garden. До конца
года в Москве анонсировано открытие еще 12 фуд-холлов, 76% из них будут представлены в торговых центрах.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области работает 17 фуд-холлов общей площадью 55 тыс. м2. С начала 2024 года открылось три новых проекта общей площадью 2,8 тыс. м2: BackYard в составе апарт-отеля, «ГастроПарк» в торговом центре в Мурино и самый маленький объект в составе ЖК «Смольный проспект» − «Смольный НЕрынок».
В регионах России (за исключением Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области) действует 53 фуд-холла на 107 тыс. кв. м. Из них с начала года открылось 11 фуд-холлов общей площадью 14 тыс. м2. В Красноярске, Перми и Томске фуд-холлы появились впервые, расширив географию присутствия гастрономических проектов в стране с 31 до 34 городов. До конца 2024 года ожидается открытие еще двух крупных объектов: татарского фуд-холла в «Арт-центре» в Казани и фуд-холла «Главный» в «Екатеринбург-Сити».
- На конец 2023 г. в действующих фуд-холлах России было представлено около 2 000 корнеров, среди которых лидировали концепции паназиатской кухни (22%), кофе и десерты (16%), а также европейская кухня (14%). С начала 2024 года в новых объектах состоялось и анонсировано открытие еще более 150 различных заведений.
Структура новых корнеров почти полностью соответствует среднерыночной. Можно отметить высокий процент открытий в сегменте русской кухни (8%), а также среди десертных и кофейных корнеров (20%).
К обзору NF Group можно добавить, что фуд-холлы все чаще занимают пространства рынков, как это произошло с Василеостровским рынком и Московским рынком в Санкт-Петербурге, а те торговые центры, которые открываются без фуд-холла, испытывают трудности с трафиком.