В России проходит эксперимент по маркировке косметики и бытовой химии, он начался 1 декабря 2023 года и должен закончится 28 февраля 2025 года. Решение о том, будет ли введена обязательная маркировка для косметики и бытовой химии еще не принято, подчеркивают в «Честном знаке». Тем временем продавцы и производители косметики готовятся к обязательной маркировке своей продукции, подсчитывают затраты и удивляются — зачем мировым брендам с со всеми сертификатами и декларациями на ввоз еще и марка «Честного знака».
В Госдуме ранее оценивали долю нелегальной косметики на российском рынке в 16%. Предполагается, что маркировка помогает очистить рынок от небезопасной продукции.
При этом эксперимент проходит добровольный и бесплатный, говорят представители Центре перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки «Честный знак»). Решение о введении обязательной маркировки будет принято регулятором (Минпромторгом) по итогам эксперимента. «Сейчас такого решения нет, поэтому утверждать, что в 2025 году будет введена обязательная маркировка, неверно», — говорят в ЦРПТ.
Тем временем предприниматели, работающие в секторе, на всякий случай готовятся к обязательной маркировке.
«От маркировки, которая в косметике, возможно, будет после 28 февраля следующего года, вообще оторопь берет. На каждый карандаш, ампулку и капсулку клеить марку? Зачем это всё? У нас, работающих с эксклюзивными представителями в стране, производителями российскими, откуда у нас конрафакт возьмётся? Лучше по рынкам бы прошлись. Там продается просто ужас что. И, вероятно, и дальше так будет, без марок и программ, — комментирует Марина Анкудинова, владелица косметологической компании «Монплезир» в социальных сетях. — Потому что имя им легион, попробуй отлови. А мы все на виду, сосчитаны и зарегистрированы».
А нам это зачем
Компания Марины Анкудиновой — «Монплезир» — является эксклюзивным дистрибьютором и дилером 15 европейских и израильских косметических брендов и продукции российских производителей. «У них у всех есть сертификаты безопасности и декларации соответствия этих продуктов самым высоким стандартам, принятым в мире, — говорит предпринимательница, — зачем им еще и российская маркировка? Услышав о таком требовании, они так и спрашивают, а нам это зачем?».
Европейские производители участвовать в маркировке не планируют. Но их продукцию хотят покупать российские салоны красоты, косметические студии и розничные покупатели. Значит, издержки, финансовые и организационные, падут на них. Встанет и вопрос остатков, считает Марина Анкудинова, как это было в секторе торговли одеждой. Продавцам продлили период маркировки остатков одежды до 15 сентября, он должен был закончиться 1 июля 2024 года.
Анна Андреева, директор по стратегическому развитию ООО «Лаборатория безопасности», петербургской компании, которая выпускает косметические средства, в том числе, детские, говорит, что в эксперименте компания не участвует, но к обязательной маркировке на всякий случай готовится: трудностей и затрат пока очень много, говорит она.
Тем временем «Честный знак» проводит вебинары по маркировке косметики. Вот только что был один из них.
Эксперимент и есть эксперимент
В Честном знаке уточняют, что «Лаборатория безопасности» участвует в эксперименте. «У них сегодня прошел эксперимент по маркировке туб с очищающей пастой для рук. Код маркировки наносили лазером с дальнейшей агрегацией в короб по 25 штук. Во время эксперимента было протестировано нанесение кодов маркировки на 500 единиц продукции и агрегировано 20 коробов», — уточняют в компании.
По поводу ампул — они обычно подаются в коробках, а не поштучно, поэтому клеить код маркировки на каждую ампулу — не нужно, говорят в «Честном знаке».
«По поводу других мелких предметов по форме и диаметру — мы общаемся с отраслью и понимаем, что маркировать их действительно сложно. Для этого и нужен эксперимент, именно в ходе него выявляются такие моменты. Мы прислушиваемся к мнению отрасли, но финальное решение принимается регулятором», — настаивают в «Честном знаке».
- Сделайте свою первую покупку в интернет-магазине Ашана и откройте для себя выгоды онлайн-шопинга – кто знает, какие приятные сюрпризы вас ждут? https://lig.su/55R