Игорь Белоусов запускает новый кооператив и открывает переработку молока

Игорь Белоусов, бывший председатель кооператива «Семейный капитал», который отсидел 6 лет и вышел на свободу в октябре 2023 года, возрождает кооператив, запускает молочное производство стоимостью 10 млн рублей и намерен открыть первый магазин и в дальнейшем сеть, рассказал он РБК Петербург. 

Игорь Белоусов. Фото: РБК Петербург

Кроме того, Игорь Белоусов успел стать президентом Союза торгово -промышленных предприятий Кронштадта. «Меня пригласили в Кронштадт на помощь: поднять кооператив «Вектор Развития», который работает пять лет. Я там — никто, просто друг и товарищ. К «Семейному капиталу» он не имеет отношения», — рассказывает Белоусов.

Предприятие, которое будет перерабатывать молоко  -ИП, пайщик кооператива «Вектор Развития» и член Союза ТПП г. Кронштадта, поясняет Игорь Белоусов. Помещение под переработку молока площадью 400 м2 в долгосрочной аренде, будут наняты 10 сотрудников, перерабатывать начнут 5 тонн молока в день, закупаемых у фермеров Волосовского района Ленинградской области. Выпускать готовятся 4 вида термостатного йогурта, молоко, кефир, сметану, а также сыворотку для хлебопечения. Здесь же планируется организовать горячий и холодный цех для производства готовых блюд, а также небольшую пекарню.

Брендов у «Семейного Капитала» ранее не было, были надписи на упаковке продукции: «Молоко»,» Кефир», «Сметана» и т.д.», — рассказывает Игорь Белоусов о продукции, которая продавалась в сети магазинов «Семейный капитал» в середине 2000-ых в Петербурге, и некоторые из них были одновременно и офисами по приему денежных средств, которые, как рассказывалось, шли на сельскохозяйственное производство — у «Семейного капитала» были два молочных хозяйства в Карелии, петербургский завод «Второе дыхание» — пищевое производство, и завод по переработке молока в Карелии. Сеть магазинов насчитывала более 20 точек.

Пригласили в кооператив

«Ребята узнали, что я на свободе и пригласили меня помочь поднять кооператив. Он называется «Вектор развития», я прошел собеседование, провели конференцию, я получил одобрение как президент. Был написан план развития. Цель кооператива — создание народного предприятия, и полная оплата пайщикам по результату. Оборудование приобретает ООО — оно тоже в составе ТПП, через лизинговую компанию», — рассказывает Белоусов.

В течение года кооператор планирует отладить переработку и реализацию продукции, и потом начать покупать  предприятия сельского хозяйства.

«Сейчас агрохолдинги растут, а небольшие хозяйства загибаются. В системе кооперативов нет капиталиста — прибыль остается в кооперации. Это народное предприятие и люди начинают зарабатывать», — рассказывает Игорь Белоусов.

В конце августа он намерен подать документы на регистрацию некоммерческого потребительского кооператива «Союз Собственников — Совладельцев «Семейный Капитал. Феникс» (НПК «ССС «СК.Феникс»). В дальнейшем с помощью этого кооператива Белоусов намерен вернуть долги пайщикам кооператива «Семейный капитал».

До суда, решение которого было вынесено в феврале 2023 года, Игорь Белоусов провел в СИЗО шесть лет.

Кооперативная история

«Семейный капитал» был создан в 2011 году и заключал договоры займа с пайщиками, обещая значительную прибыль. Кооператив работал в нескольких регионах страны. В 2016 году одна из пайщиц написала заявление и по нему возбудили уголовное дело о мошенничестве, потом второе. Под уголовное дело попали председатель «Семейного капитала» Игорь Белоусов, его родственники Галина и Алексей Васяновичи, а также глава кооператива Наталья Верхова.

Игорь Белоусов говорит о том, что запускает новый кооператив, и его цель — вернуть долги пайщикам и даже их наследникам. «Все верну. Но порядок возврата определите сами. Сами садитесь и делите средства, — говорит он. — Чтобы получить деньги, нужно будет вступить в новый кооператив».

В СМИ приводятся разные цифры о пострадавших пайщиках — от 44 до 1140 с долгом более 700 млн рублей, но сам Игорь Белоусов говорит, что пайщиков было 25 000 и он вернет долги всем, и даже наследникам.

По сути — это питание для членов кооператива

«Все слово кооперация воспринимают по-разному и ждут разных ее результатов, — говорит Михаил Белоногов, организатор кооперативного движения на Северо-Западе (предприниматель из Ленинградской области, который занимается потребкооперацией, заготавливает и перерабатывает грибы, ягоды и иван-чай на Северо-Западе и продает в Петербурге, Москве и Московской области — Ред.) — Цель кооперативов — не коммерческий доход, а восполнение потребностей пайщиков кооператива, если на это опираться, то все там трудятся для того, чтобы кооператив процветал. Это не нанятые на работу люди, это собственники. По сути, те кооперативы, что Белоусов создавал, это качественное и недорогое питание для членов кооператива. Если будет цель — доход, она тоже будет достигнута».

  • «Кооператив не обанкротился, а кооператив обанкротили, — говорит Михаил Белоногов. — Что этому можно противопоставить? На нынешнем этапе государственную машину ничто не остановит. Если какое-то дело хотят развалить, его развалят. Сейчас стали больше говорить о кооперативах и может быть, на этом этапе, давления будет меньше».

Виктор Быков, эксперт по кооперативному движению, председатель правления «Русского торгово-промышленного общества взаимного кредита», член Комиссии по микрофинансированию Комитета по финансам Государственной Думы РФ, считает, что на банкротство многих кооперативов повлияло отношение регулятора к кооперативному движению.

«Соблюдение нормативов, которые нам предлагает Центробанк, а в них есть рациональное зерно, но вместо идеи взаимовыручки, которая изначально закладывались в идею кооперации, регулятор заложил коммерческую часть — в нормативы, регламенты, стандарты. Не было закона о кредитной кооперации, нужен был закон и его приняли (закон «О кредитной кооперации» 2009 года — Ред.), предложили саморегулирование, мы думали, что это счастье, а оказалось ярмо. Стали подтягивать нормативы коммерческих банков и все это стало превращаться в нежизнеспособную систему. Я могу привести много примеров банкротств кооперативов. Были и мошенники, конечно. Но даже те, кто пытался соблюдать нормативы ЦБ, не смогли пережить их проверки. И попали в опалу по экономическим показателям. И можно привести пример — кооператив работников почты «ПрофСвязь»- 15 лет отработал, с 2001 года, это была чистая взаимопомощь, кто-то хотел подкредитоваться и мог получить там поддержку. Но приехала проверка ЦБ — 15 человек на трех, которые вели работу кооператива, и нашли признаки финансовой пирамиды. Как такое возможно? А пайщики читают документы и доверяют ЦБ».

Виктор Быков говорит, что сейчас сменилось поколение, те люди, что открывали кооперативы в 2000-ых, им по 60-70 лет. «Молодежь не очень охотно шла в кооперативы, у них не доход на первом месте, это взаимопомощь. Это финансовый инструмент, но не банк. Если модернизировать стандарты и ослабить хватку регулятора, эта этот сектор сможет начать новую жизнь», — считает Быков.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 3.25 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс