О том, как перспективная лекарственная разработка может изменить мировую экономику, повлиять на занятия спортом и системы здравоохранения, и даже ресторанную отрасль, рассуждает Антон Аграновский, инвестор в IT и эксперт, владелец телеграм-канала AGR Media.
«Давно хотели написать про Ozempic – и повод нашелся, — пишет Антон Аграновский. — В Штатах разгорается потрясающе интересный скандал вокруг этого препарата. Суть – коротко:
Ozempic – препарат для диабетиков, который, как выяснилось, помогает невероятно быстро похудеть. И его именно с такой целью начали использовать не диабетики, а знаменитости (и просто пухлые). Еще есть Wegowy со схожим эффектом.
Оба препарата выпускает датская Novo Nordisk. Успех препаратов был настолько ошеломительно крут, что их продажи обеспечили половину экономического роста всей Дании (а по другим оценкам – весь этот рост), а компания вырвалась на первое место в списке самых дорогих компаний Европы с капитализацией в $629 миллиардов.
В России Ozempic тоже стал мегапопулярным – за 2022 г. его продали на 2 млрд рублей. В марте-2023 Novo Nordisk перестала его поставлять из-за СВО, но фактическая популярность препарата только растет.
По фармацевтическим меркам это очень новый препарат, и мы, конечно, пока мало понимаем в его побочных эффектах и связанных с ними рисках. Тем более, что почти весь мир использует его не по назначению. Это важный дисклеймер, и ряд мировых СМИ уже говорят о проблемах и поданных исках. Но конкретно этот пост – о совсем другой форме «побочек».
Большая часть производства Ozempic находится в США – и основные деньги Novo Nordisk зарабатывает там же. Что вообще не удивляет, потому что конкретно этот стереотип об американцах верен. Мы говорим о стране, уверенно лидирующей в рейтинге по уровню ожирения.
И вот печаль: датчане оказались достаточно циничными бизнесменами, чтобы выкрутить ценник на полную. Месячный курс Ozempic или Wegowy в США стоит от $1000 до $1350. В американском сенате уже несколько раз ставили это Novo Nordisk на вид – и вот теперь ждут в гости главу датской компании для дачи объяснений.
Один из самых публичных борцов за адекватную цену Ozempic, сенатор Берни Сандерс утверждает, что наценка на препарат доходит до 1300%, потому что в Йеле посчитали: такие лекарства можно делать по себестоимости в $1-5 на месяц.
Конечно, этот аргумент Novo Nordisk придумает, как разбить. А вот с другим будет гораздо труднее: в Германии курс Ozempic на месяц стоит $60, а в Канаде – $150. В США, повторимся, почти $1000. Датчане наверняка расскажут, что такая цена получается из-за различных посреднических комиссий – это и клиники, и страховые компании. Но проблема гораздо глубже.
Вы наверняка забыли, но в конце каждого года мы традиционно публикуем невероятные прогнозы Saxo bank. И одним из таких прогнозов было то, что из-за таблеток от ожирения исчезнет спорт – людям не нужно будет им заниматься. Такой риск в сенате пока не озвучивали, но очень боятся, что рухнет всеамериканская программа здравоохранения для пожилых людей Medicare – а вместе с ней и вся система здравоохранения. Для понимания масштабов, это программой за прошлый год воспользовались почти 70 млн американцев.
Cуть проблемы в том, что американцы хотят включения Ozempic в Medicare, а это резко увеличивает финансовую нагрузку на эту программу, на страховщиков, а дальше, как следствие, на работодателей и на налогоплательщиков. Пиковую нагрузку и возможный крах местные аналитики ждут в 2025-2026 годах. Хотя, казалось бы, по словам Сандерса все же так просто – могли бы пойти всем тем же Йелем и делать такие же лекарства за $5, да?
А дальше начинается самое интересное: у Ozempic есть и другие «побочки» – не хочется не только есть, но еще и пить алкоголь и курить. В долгую это может привести к экономическому буму, потому что вырастет производительность труда, пишут аналитики. Но признают: прямо сейчас растет риск для ресторанной отрасли и похожих экономических ниш.
И, наконец, самый неожиданный финансовый побочный эффект: авиационные аналитики посчитали, что авиакомпаниям Ozempic поможет экономить по несколько сотен миллионов долларов в год на топливе – самолеты будут меньше весить».
Остается добавить, что в Дании, где разработали такой препарат, 5,9 млн жителей и примерно каждый четвертый — предприниматель.
Полный российский аналог «Оземпика» от диабета — препарат под названием «Семавик»: его зарегистрировали в октябре 2023 года, а уже в декабре правительство России выдало лицензию. Также есть препарат «Квинсента», который содержит то же действующее вещество, но с небольшими отличиями по дозировкам, сообщают фармацевтические сайты.