В Законодательном собрании на рабочей группе в очередной, третий раз, обсудили петербургский закон о порядке работы ресторанов, баров, кафе, буфетов в многоквартирных домах. Речь шла о продаже там алкоголя. Больше всего внимания уделили вопросам, что именно считать рестораном, и когда именно алкоголь может продаваться в заведениях общепита.
Напомним, что в марте Госдума приняла федеральный закон о запрете наливаек в многоквартирных домах, а регионам отдала на откуп определиться с деталями: прописать требования к продаже слабоалкогольных напитков — медовухи, пива, сидра и т д., а также ограничивать время, когда общепит, расположенный в многоквартирных домах, имеет право торговать алкоголем. Рестораны — вне запретов, продавать алкоголь там можно.
Соседняя Ленинградская область уже определилась — 24 апреля там приняли местный закон «о наливайках». Закон, принятый сразу в трех чтениях, ввел запрет на продажу алкоголя в заведениях общепита в многоквартирных домах, имеющих лицензию не только магазина, но и бара, во дворах и многоквартирных домах с 23 до 9 часов.
- В Петербурге продолжается обсуждение законопроекта, но сегодня обсудили уже конкретные формулировки. В обсуждении принимали участие депутаты, рестораторы, чиновники городских комитетов и федеральных ведомств, включая прокуратуру, и представители объединений жителей центральных районов Петербурга.
И торговля, и общепит
Один из главных вопросов, который есть в проекте документа — запрет на работу торговли и общепита в одном помещении. «По идее, владелец может выбрать один вид деятельности и сохранить бизнес. Но это если собственник и арендатор у помещения один, — говорит Максим Черниговский, генеральный директор НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка». — А если их несколько. Как они будут договариваться? И сколько таких магазинов может в городе закрыться?».
По идее магазины и заведения общепита должны договориться между собой, отметил модератор встречи и председатель бюджетно-финансового комитета ЗакСобрания Петербурга Денис Четырбок, и в помещении должен остаться кто-то один.
Максим Жуков, глава Союза улицы Рубинштейна и представитель Санкт-Петербургского отделения ФриО, предложил не ограничиваться словом «рестораны», а заменить его на «заведения общепита». Ведь сегодня бары и бистро могут быть даже более интересны, чем рестораны, так как границы формата размылись. Вспомнили также про то, что в поисках значения слова «ресторан», можно обратиться к кодам ОКВЭД и им ограничиться. (Код ОКВЭД — 56.10.1 — Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания — Ред.).
- Главное — чтобы в ресторане была кухня, где готовят еду. Но дело в том, что сейчас у многих заведений есть отдельные кухни, откуда привозят заготовки для блюд в ресторан, поэтому в самом ресторане кухня может служить для доготовки подготовленных продуктов, напоминают рестораторы.
А если запретить
Общественники, представляющие объединения «Трезвый Петербург», Объединение домов Центрального района, представители общественности Адмиралтейского района и другие, которые были настроены весьма решительно, попросили добавить в закон формулировку об обязательности туалетов, иначе в туалеты превратятся парадные многоквартирных жилых домов.
Максим Жуков на это заметил, что по санитарным нормам в каждом заведении общепита должен быть туалет отдельно для посетителей и отдельно для персонала.
Тревогу у представителей общественности вызвал и пункт, где говорится, что распитие возможно только на территории, относящейся к заведению. Но лицензия на продажу алкоголя и дается только на ту площадь, где располагается заведение и ни на какую другую.
Время пить или не пить
Особое внимание вызвало время — в какие часы в заведениях могут продавать алкоголь.
Общественники настаивали на использовании схемы магазинов — в Петербурге это с 11:00 до 22:00 и запрете продавать алкоголь в заведениях с 22.00 до 11.00 утра. Высказывались также предложения запретить в жилых домах общепиту продавать алкоголь с 3 до 7 утра, до 11 утра, с часу ночи до 7 утра.
Рассуждали о том, что детям нужно спать и многим надо работать даже на утро в выходные дни. На что ресторатор Катя Бокучава, принимавшая участие в рабочей группе, отметила, что живет на набережной Невы и ей мешают спать прогулочные кораблики. «Мы все жили во времена Андропова и помним, как это было. И что теперь, требовать запретить кораблики?», — спросила ресторатор.
А если круглосуточно, но по правилам
Максим Черниговский в свою очередь отметил, что ограничение времени продажи алкоголя никак не спасет жильцов многоквартирных домов из-за того, что есть точки нелегальной продажи по ночам. Он привел в пример предложение одного из депутатов ЗакСа Ленинградской области: чтобы предприниматели самостоятельно создали систему безопасности не только внутри своих заведений, но и на расстоянии 20–30 метров, и имели бы право торговать алкоголем круглосуточно. «Это решение поможет поддержать законопослушный бизнес, улучшить условия для туризма, а также обеспечит спокойствие и безопасность жителей и туристов Санкт-Петербурга», — отметил глава «Клуба профессионалов алкогольного рынка».
Представитель прокуратуры предложила разделить общепит в законе на рестораны и другие заведения. А для других установить ограничение с полуночи до 10 часов утра. При этом дать бизнесу переходный период, в течение которого ежегодно сокращать время продажи спиртного на час. Бизнес встречно предложил в будние дни запретить торговать алкоголем с 1 часу ночи, в выходные и праздники — с 2-ух и согласился с прокуратурой в вопросе поэтапности введения ограничений.
В общем, предложений было много, но закон движется к принятию, это очевидно. Следующее заседание планируется провести в конце июля или в начале августа.
«Точные формулировки, которые войдут в проект закон, возможно появятся после дополнительных цифр и статистики, в том числе и правонарушений, которые обещали представить профильные органы. Ждем их к следующему заседанию и продолжаем работу над крайне резонансным документом. Главное здесь найти ту тонкую грань компромисса, которая устроит и бизнес и горожан», — говорит депутат Ирина Иванова.