Производство без личного участия собственника долго не проживет

Московский предприниматель и эксперт Сергей Промохов, основатель телеграм-группы о швейном производстве «Швейная клиника» и портала ProCapitalist.ru, написал познавательный текст для тех, кто решает вкладываться в индустрию моды и дизайна. Судя по тому, как растет число участников программы «Петербургский дизайн» — в прошлом году было 100 участников, в 2024 — по данным властей — уже 300, тема очень востребована. 

Швейный цех сегодня — востребованный вид бизнеса. Но всегда ли успешный? Фото: ВК Сергея Промохова

«Покупка и продажа швейного производства. Текст написан после консультаций предпринимателей, обратившихся ко мне с этим вопросом, — пишет Сергей Промохов. —  Двоих интересовала покупка готового производства, одного продажа собственного производства. Консультации прошли успешно. С одним из будущих покупателей договорились о выезде на производство для проведения аудита и его оценки перед будущей сделкой.

Но для вас, я хотел бы коснуться общих вопросов, которые возникают у предпринимателей в таких сделках.

Предприниматель и эксперт Сергей Промохов

Вначале мой личный «кейс» 2018 года — я вспомнил, как покупал себе производственное подразделение в дополнение к основному, действующему.

Заказчик, с которым мы работаем, решает открыть собственное производство. В продажах он асс, в производстве ноль. Ему рекрутеры находят «спеца» на свободном рынке, тот на собеседовании поет сладкие песни и его нанимают для организации производства.

Первое, что делает «начальник», это осваивает выделенные средства и зарабатывает на откате – ремонт помещения, покупка оборудования и спецмебели.

Второе, находит мастера в цех (бывшая швея). Она привозит, из дружественной славянской страны, бригаду швей, закройщиков и всех остальных. Условия для собственника – зарплата 3000 руб. в день, потом, когда освоят ассортимент, перейдем на сделку. В итоге на сделку не перешли. Загрузка цеха 100% и постоянная. Через 6 месяцев нанимают технолога. Мастер-швея с работой по запуску-выпуску не справляется. Проходит еще 8 месяцев, ситуация не меняется. Через 14 месяцев работы собственник фиксирует убыток в 2.8 млн и решает продать производство (мой инсайт, в документах о продаже это цифра не фигурирует).

— Предложение по продаже: Москва. Цех 200 метров. Месячная аренда 100 000 руб. 2 этаж, грузовой лифт. 10 швей, 2 раскройщика, 1 утюжильщик, 3 чел. – ОТК и упаковка, технолог и мастер, 1 пост ВТО, 19 единиц оборудования JUKI и Kansai – прямострочки, оверлоки, распошивалки, двухиголки, поясная машина, раскройный стол 8 м, сабельный нож+ ручная отрезная линейка, оргтехника, компьютер, видеонаблюдение. Продавец гарантирует загрузку работой по рыночным ценам. Цена бизнеса 2.5 млн.

Отклика от рынка нет

Продавец обращается ко мне с предложением покупки. Провожу аудит (занял 6 часов), общаюсь с мастерами и технологом, наблюдаю за работой в цеху. Вывод – организация производственного процесса на низком уровне, зарплата завышенная, руководство не дееспособно.

Делаю предложение продавцу – 50% от суммы, затраченной на основные средства. Через неделю продавец соглашается. Провожу тщательный осмотр оборудования и дефектовку. В итоге сумма покупки еще уменьшается.

Итог – сумма покупки составляет 650 000 руб. Выплата производится из прибыли (100%), полученной от пошива изделий продавца.
Начало работы – всех уволили (осталась одна упаковщица, работает и сейчас). Посадили бригаду 8 человек, во главе со шьющим бригадиром (перевели с основного производства), наняли двух раскройщиков, утюжильщика. Первый и все последующие месяцы в прибыли (без учета выплат). На этих мощностях отшивали заказы 3-х разных заказчиков. Через четыре месяца сделку закрыли.

Как видите, ожидание продавца в таких вопросах всегда разбиваются о грамотный аудит покупателя. Потому что любое швейное производство очень сильно привязано к «человеческому фактору».

На любое швейное производство (до 50 чел.) очень сильное влияние оказывает личность собственника. Вероятность того, что, купив работающий цех, вы через месяц окажитесь просто владельцем железа, очень высока. Поэтому при проведении подобных сделок, покупателю необходимо учитывать этот фактор.

Если у вас никогда не было швейного производства и вы решили купить готовый «производственный бизнес», аудит вам поможет только на этапе оценки и заключения сделки. Если у вас нет грамотного руководителя для будущего производства, или вы решите воспользоваться услугами имеющегося, то жизнь этой «покупки» может закончиться в течении 2 — 4 месяцев. Как правило, после ухода одного из ключевых сотрудников «старого штата» следует цепная реакция его коллег. Поэтому гораздо лучше, если ваш человек будет плавно «вливаться» в производственный цикл. Это даст вам возможность, без радикальных изменений, перевести существующее производство под задачи нового собственника.

И еще раз хочу напомнить, что любое производство без личного участия собственника долго не выживет. Производство, это живой организм, а вы его сердце и прочие органы для обеспечения жизнедеятельности этого организма.

Удачи вам в ваших будущих сделках и берегите себя и свои деньги. Они вам еще понадобятся».

У вас другое мнение?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс