С 1 апреля регионы России должны ограничить работу «наливаек» — заведений с лицензиями общепита, которые до 22:00 работают как розничные магазины, а после как заведения общепита, и где по низким ценам продают алкоголь в розлив и навынос. Закон об ограничении «наливаек» приняла Госдума 1 февраля, теперь местные парламентарии должны ввести такой запрет в регионах.
В Законодательном собрании прошло заседание рабочей группы по запрету «наливаек», где собрали как представителей районов Петербурга и городских профильных комитетов, так и представителей бизнеса и жителей. Бизнес представляли Максим Черниговский, аналитик и генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка», Андрей Перцев, основатель пространства «Балаган», Александр Романенко, представляющий «Союз независимых рестораторов Петербурга», Максим Жуков, генеральный директор «Союза улицы Рубинштейна», Владимир Меньшиков, глава НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» и другие.
По очереди собравшиеся высказались о своих тревогах и предложениях в связи с законом, вспомнив прежнюю попытку ограничить «наливайки», когда летом 2020 года в Петербурге законодательно хотели запретить маленькие бары, но вспомнив, что город — барная столица России, закон переписали и приняли в новой редакции.
О чем идет речь
На заседании решили прежде всего определиться, о чем идет речь — это предложил бизнес. «С чем мы боремся?- спросил Александр Романенко, — Общепитом, магазинами-оборотнями или мифическими «наливайками»?» — и добавил, что прежде всего надо понять, где закупаются те самые «пьяные личности», которые и тревожат горожан. «Скорее всего, в федеральных алкодискаунтерах они закупаются. А так все бары могут закрыться, так как они в жилых домах. В Питер едут отдыхать, и это уже не только музеи», — сказал он.
Бизнес также предложил ввести адаптационный период для применения этого закона, чтобы предприятия могли перестроиться.
Андрей Перцев при определении критериев ресторана просил обратить внимание на то, что сейчас уже есть заведения, где нет кухни, блюда привозят туда в виде полуфабрикатов и доготавливают и наличие кухни не должно быть определяющим критерием ресторана.
Максим Жуков просил обратить внимание на то, что в Думе шла речь именно об алкомагазинах в жилых домах, которые маскируются под общепит. «Наценка на алкоголь в заведениях общепита 300%, это в три раза дороже, чем в магазинах», — сказал он. Питер — барная столица, и об этом тоже нужно помнить, и не разрушить это в один день одним законом».
Проблема в том, что законодательно алкогольные магазины могут получить разрешение на работу общепита на заведение в одном помещении, и тогда после 22.00 они из магазина превращаются в «кафе», но почти без посадочных мест и торгуют дешевым алкоголем. На дешевизну алкоголя, особенно водки и пива, по 35-50 рублей, также обратили внимание собравшиеся. Что касается шума, то прозвучало предложение создать в городе специальные «шумные зоны», куда выносить «громкие» заведения и там проводить их мероприятия.
Число правонарушений растет
Комитеты Смольного поддержали введение ограничительных мер в Петербурге, как и районные администрации и представители жителей. Представитель МВД Нина Исакова заявила, что число правонарушений на почве алкоголя в Петербурге растет. По ее словам, в 2023 году в Петербурге совершено более 61 тысячи правонарушений, связанных с употреблением алкогольной продукции в запрещенных местах, что на 5 тысяч больше, чем в 2022 году.
Представители жителей высказывались в том ключе, что так как нет понимания и точных критериев, что такое ресторан, то все заведения немедленно станут ресторанами и тогда закрыть кого-либо станет невозможно. Федеральный закон, который приняла Госдума, также это не регламентирует.
Депутат Ирина Иванова, председатель комиссии по экономике, предпринимательству и собственности, предложила прежде всего собрать статистику, узнать имена нарушителей закона, и принимая этот закон в Петербурге, отсекая лишнее, не выплеснуть бизнес.
Также закон нужно принимать, обращая внимание на введение аналогичных мер в Ленинградской области и ее районы, расположенные на границе города — такие как Мурино и Кудрово, и другие, прозвучало на рабочей группе. В ее работе принимала участие Светлана Нерушай, глава комитета по малому бизнесу и потребительскому рынку ЛО, и в разговоре с корреспондетом «СДП» она отметила, что в Мурино было всего три жалобы на наливайки.
Отмечалось также, что растут продажи «домашнего, в том числе, и крепкого алкоголя» — его поставляют также в заведения общепита. А спиртовые дрожжи — для домашнего производства виски, водки, самогона — можно легко купить на маркетплейсах.
- В Петербурге по данным 2ГИС 1627 баров, а также 2139 пивных, и большая их часть расположена именно в жилых домах. Среди них сети: РосАл (156 точек), Feromon group (23 точки), Beer House (22 точки), Pif ko (магазин разливного пива, 23 точки), Хмель Солод (67 филиалов), Пивточка (184 филиала), Live Beer (40 точек), и другие, а также 1671 пивной магазин
Сейчас запрет на ночную продажу алкоголя касается только заведений с площадью зала менее 20 м2. Требование о 50 м2 сохранили для заведений в хрущевках и панельных домах.
Мнение
Владимир Меньшиков, глава Союза малых предприятий Петербурга:
«В общем, верно замечали, что если это заведение общественного питания, там должен быть туалет, посадочные места. Продажу алкоголя можно запретить в ночное время, если вход в заведение, например, с дворовой территории. Эти ограничения нормальные, и многие действуют уже сейчас. Но, самое главное, чтобы не возникло огульных ситуаций, что запретить надо все. Федеральный законодатель предложил устанавливать ограничения по времени продажи алкоголя в общепите, в развитие этого федерального закона и обсуждается этот законопроект. В разных субъектах могут быть разные условия, поэтому уточнения отдали в регионы. И самое непонятное — как отделить ресторан от кафе. В ресторане можно пить, а в кафе нельзя — как-то странно».