Сети могут сами создать этих местных производителей

В Госдуму вносят законопроект о полках местных производителей. Согласно законопроекту, торговые сети будут обязаны продавать товары регионов, в которых они представлены, сообщает ТАСС. Таким образом, региональная продукция должна будет составлять не менее 25% ассортимента сетей. Возможно ли это и какие у подобного законопроекта могут быть последствия, спросили экспертов. 

Товары Фестиваля мастеров России, представленные местными производителями

По словам одного из авторов инициативы, лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, появление таких отделов «логистически выгодно», поскольку местные товары будут недорогими. «Во-вторых, продукты останутся свежими, возрастет качество питания людей», — отметил депутат. Также предполагается, что инициатива будет способствовать развитию предпринимательства и рабочих мест.

В пояснительных материалах к законопроекту отмечается, что «в последние годы наблюдается тенденция к укрупнению федеральных торговых сетей и прекращению деятельности сетей региональных», но «в отсутствие стимулирующих мер конкуренцию не выдерживают и местные товаропроизводители», а доля местной продукции в торговых объектах субъектов РФ остается незначительной, сетует депутат Слуцкий.

  • Известно, что и сейчас у некоторых федеральных сетей есть квота на товары местных производителей. Цифры разнятся, но речь идет о сотнях поставщиков. Впрочем, некоторые из них не такие уж и местные, а заслуженные местные в Петербурге и Ленинградской области всем известны: тот же молочный завод «Пискаревский», фабрика «Молочная культура», птицефабрика «Роскар», «Синявинская», птицефабрика «Русь», которая выращивает индейку, сыроварня Галанов и Ко, фермерские хозяйства.
  • Полки популярного в Петербурге ретейлера «Семишагофф» заполнены белорусскими продуктами и продуктами федеральных производителей, в основном, из Московской области.
  • Во магазинах ВкусВилл — также производители из Московской и других областей Центральной России и Москвы. Однако у сети есть проект «Региональная полка» и сейчас в нем более 100 производителей. Больше всего местных поставщиков в Южном федеральном округе, также в Поволжье и на Урале, сообщили в компании.

«СДП» спросил экспертов, смогут ли местные производители заполнить полки сетей на 25%?

— Я считаю, — говорит Михаил Шконда, президент Ассоциации фермеров Петербурга и Ленинградской области, — попасть на полки федеральных сетей местный производитель сможет только в том случае, если это будет государственная задача, обозначенная в законе. Либо, если сети сами захотят. Другие варианты не работают.

Михаил Шконда, президент Ассоциации фермеров Петербурга и Ленинградской области

И договор с таким производителем будет не на 10 страницах, а хотя бы на пяти. Но этого нет.

Сможем ли мы «набить» эти 25%? Сейчас фермеры производят столько, сколько могут продать. Некоторые начинают что-то производить, им кажется, что это классно, но продать не получается. Они перестраиваются на что-то другое, начинают, например, с картофеля, переходят на капусту.

Но когда будет вариант продать, когда будет рынок сбыта, тогда и появится больше местных производителей.

Не соглашусь со Слуцким в том, что товар в этом случае будет дешевле. По той простой причине, что на полках магазинов мы не всегда видим качественный товар, если он дешевле. Да, он может быть безопасным, но опять же, как измерять эту безопасность. Сейчас мы знаем, что даже «Честный знак» нам не гарантирует того, что это, например, действительно молочный продукт, соотвественно, мы понимаем, что там могут быть и заменители, и что угодно, и продукты с заменителями да, будут дешевле.

Сети ищут дешевых поставщиков, и если, конечно, сети сами не сделают собственного местного производителя, который будет закрывать этот вопрос. Инициатива хорошая, но дьявол в деталях».

Франчайзи «Пятерочки» и «Перекрестка» Владислав Колкин удивился, услышав от корреспондента «СДП» об этом законопроекте. «Так у нас практически ничего не производят в регионе», — сказал он, и добавил, что 25% — это очень много.

ЦРПТ, оператор государственной цифровой маркировки «Честный знак», уточняет: «Государственная система маркировки товаров «Честный знак» может не только определить, что внутри упаковки действительно молочный продукт. В приложении Честный ЗНАК реализован сервис «Путь молочных ингредиентов» — любой покупатель со смартфоном в руках может отсканировать код маркировки с упаковки молочного товара и посмотреть, с какой конкретно фермы для него пришло молочное сырье, увидеть полный путь движения ингредиентов от конкретных ферм до завода, то есть узнать о его происхождении. Относительно фальсификата — интеграция системы маркировки с ФГИС «ВетИС» Россельхознадзора помогла снизить долю нарушений. В частности, количество производителей сыра, сливочного масла и иной маркируемой средствами индентификации молочной продукции, выпускающих молочную продукцию с признаками нарушений, снизилось в 12 раз с 30 до 2,5% по итогам на октябрь 2023 года».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 3 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс