Уход IKEA c одной стороны оживил ситуацию на рынке мебели, и увеличил активность местных мебельных компаний, с другой стороны, показал, что не все российские производства мебели могут по-настоящему заниматься этим видом бизнеса со всей ответственностью. История мебельной компании, к которой накопилось исков на 15 млн.
Более 30 человек в Петербурге пострадали от деятельности малых мебельных компаний ООО Дизайн-А и ИП Кириллов Максим Денисович (бренд Shkafburg), связанных одним собственником. И компания, и ИП занимаются производством и продажей мебели. Размер ущерба варьируется от 75 тысяч до 2,5 млн рублей, всего, по подсчета юриста Дарьи Агуреевой, сумма ущерба составляет около 15 млн рублей. Пострадавшие подают заявления в суд. Но даже выиграв дело, они не могут получить деньги обратно – уставный капитал ООО составляет 10 тысяч рублей. При этом владельцы по некоторым данным перерегистрировали компанию под новым названием и продолжают работать.
Истории покупателей
В редакцию прислали покупательские истории. Они звучат так: покупатель Евгения Новожилова обратилась в компанию «Дизайн-А» в августе 2022 года. Как рассказывает сама пострадавшая, фирму нашла на одном из агрегаторов. Хорошие отзывы, реальные фотографии – все было в пользу исполнителя. «Приехал дизайнер, озвучил сумму, она оказалась несколько ниже, чем у тех предложений, которые мы рассматривали раньше. И это меня подкупило. К нам на адрес приехал дизайнер, мы все обсудили, сотрудник компании учел все пожелания. Заказывали мебель на всю квартиру. Общая сумма заказа составила порядка 800 тысяч рублей», — рассказывает Евгения. При подписании договора исполнитель потребовал с нее стопроцентную оплату. Срок исполнения обязательств по договору — 45 дней.
«Только значительно позже, когда читали этот договор уже с юристом, мы обратили внимание на пункт, по которому предусмотрены переносы сроков», — делится своими переживаниями пострадавшая. Переносы сроков в данном случае оказались бесконечными. В апреле 2023 года покупатель обратилась в суд. Процесс выигран, положительное решение суда на руках. Но вот вопрос получит ли она свои деньги обратно – остается открытым.
В похожей ситуации, но с меньшей суммой ущерба – «всего» 200 тысяч рублей – оказался Антон Еремин. Его судебный процесс пока продолжается – ближайшее заседание намечено ближайшее время. «В том, что я суд выиграю, у меня сомнений нет. Главная проблема – как теперь получить свои деньги», — рассказывает Антон.
Не взыскать
Как пояснила Дарья Агуреева, опасения пострадавших не праздные. Многие из обманутых клиентов даже имея на руках положительные решения суда, не могут взыскать деньги. «Все дело в том, что по закону общество с ограниченной ответственностью в случае возникновения долговых обязательств отвечает по долгам своим уставным капиталом. А он у компании составляет 10 тысяч рублей. То есть взять с них формально нечего. При этом в реальности руководство компании перерегистрировало ООО заново и продолжает работать», — комментирует эксперт.
По словам юриста, договоры исполнитель заказов в разных случаях заключает по-разному: с кем-то на ООО, с кем-то – на ИП. «Таким образом, формально выходит, что взять с них нечего», – считает юрист. Как пояснила Дарья Агуреева, обращения в государственные органы – полицию, Роспотребнадзор и налоговую – пока никакого результата не дали. А люди – даже имея на руках исполнительные листы – остаются без денег и заказов.
Простые правила
Покупателям юрист напоминает простые правила безопасности и экономической грамотности. Чтобы не оказаться на месте потерпевших, нужно внимательно прочитать договор. Кроме того, можно проверить контрагента через сайт судебных приставов (fssp.gov), зайти на сайт суда того района, где зарегистрирована фирма, обратиться к поиску по наименованию и почитать отзывы о компании в интернете. «Полученной информации будет достаточно чтобы понять есть ли у компании долги, судебные процессы и что об их деятельности пишут другие клиенты. Это необходимый минимум действий, которые помогут уберечь ваши деньги и нервы», — заключает эксперт.
Потерпевшие прозванивали номер, указанный на странице в ВК, через которую ведет деятельность предприниматель. По телефону ему отвечали, что производство мебели находится по адресу Грузовой проезд, дом семь. «Загуглив этот адрес, я увидела, что это территория исправительной колонии ФСИН», — рассказывает покупатель.
При этом, если открыть сайт Куйбышевского районного суда, можно увидеть всю историю судов с ответчиком, выигранные дела. «Но взысканий не происходит, — говорит Дарья Агуреева. — Ответчики изредка направляют возражения, в суды не являются. По имуществу, которым отвечает ИП за свою деятельность, можно судиться, но дело о банкротстве — это долгая история, и неизвестно, сколько имущество ИП стоит. А долг перед покупателями — 15 млн».
«Были два сюжета на телеканале 78, съемочная бригада выезжала по адресу прошлого производства компании на ул. Ольги Берггольц. Приезжали туда и судебные приставы. В настоящее время там пусто», — рассказывает юрист.
Отзывы в Яндексе
Отзывы на Яндекс.ru Карты в основном, не благодарственные. «Ужасные компании : Ни в коем случае не связывайтесь с этой семейкой мошенников! … На претензии не отвечают, игнорируют. Готовлю пакет документов и претензии о мошенничестве что б обратиться в суд», — отзыв в Яндекс.
«Заказали мебель в августе 2022 года. За мебель в детскую внесли 100% оплату. Мебель мы так и не увидели, только доски», — пишет Анна Голубкова.
Еще один отзыв: «Заказывали в начале января шкафы… Отзывы не прочитали, клюнули на инстаграм, свое производство, хорошего дизайнера. В итоге май месяц- шкафов нет, стоим на очереди на производство до сих пор».
Но есть и хорошие отзывы — привезли все вовремя, собрали хорошо.
Ситуация на рынке мебели
На самом деле ситуация на рынке мебели после ухода ИКЕИ неоднозначная, признают участники рынка. Хотя конкуренция высокая, многие местные компании расширили производство, но доверия какому-то бренду по большому счету, как ИКЕА, у покупателей нет, и потому отдать кому-то деньги за предзаказ кухни, например, 800 тысяч, выглядит рискованным мероприятием. Почти никто из игроков мебельного рынка не вкладывается в бренд, названия компаний малоизвестны, кроме «Первой мебельной фабрики», говорят специалисты, но ее продукция — все-таки относится к комфорт-классу, то есть, это не массовый спрос, какой обеспечивала ИКЕА.
Редакция «СДП» пыталась связаться с предпринимателем Максимом Кирилловым, но на сообщения в социальных сетях и мессенджерах он не ответил. Поэтому мы обратились к другим участникам рынка.
Комментарий специалиста:
Дмитрий Стацевич, основатель мебельной компании «Мобиле»:
«Заказов у мебельных компаний стало больше, ушла ведь не только ИКЕА, многие западные бренды, итальянские и немецкие в том числе, тоже ушли. Справляются или нет российские мебельные производители? Заказов много, особенно индивидуальных. Большинство заказов исполняется. Но всегда есть компании, которые заказы не исполняют, причем, в любых секторах рынка, не только в мебельном. Сроки исполнения заказов за последние два примерно года удлинились — по три месяца и больше. Люди ищут то, что им кажется привлекательным, а дальше — как повезет. Санкции, мне кажется, тут не при чем. Аналоги комплектующих, китайские или турецкие, можно поставить всегда. Если у клиента есть возможность подождать — для него персонально, например, в нашей компании, можно привезти европейскую фурнитуру и комплектующие.
В плане изготовления — ресурсов хватает, спрос большой, и материалы есть. Но есть ограниченность всего. Например, шпон — более дорогие материалы — в любом цвете, а в менее дорогом сегменте — цвета ограничены.
Цена за продукт увеличилась, выросли ведь и зарплата, и аренда, и стоимость материалов выросла, и курс подскочил, поэтому и цены по сравнению с допандемийными изменились значительно. Средняя цена заказа на бюджетную кухню при качественных материалах — 250-300 тысяч рублей. Маленькая простая кухня выйдет дешевле. А если совсем бюджетно — там и качество будет минимальное. Не стоит рассчитывать на длительный срок службы такой кухни.
Доллар подскочил, но прямой зависимости от курса доллара нет, есть высокая инфляция и рост цен. Но надо сохранять уровень цен- покупательская способность ограничена, и никто не будет покупать в три раза дороже, соответственно качество материала за ту же цену будет снижаться.
- Скажу, что запустить мебельное производство, инвестировать в него, и при этом собирать деньги и не исполнять заказов — в это верится с трудом. Скорее всего, речь о плохой организации или отсутствии специалистов. Много факторов могут сыграть на такую ситуацию. Может быть, оборудование требует замены. Мы на нашем производстве обновили оборудование и работаем теперь с лучшей производительностью. И людей бережем — автоматизация, надо сказать, позволяет нанимать меньше людей. Современное оборудование позволяет быстрее и качественнее выпускать мебель для клиентов», — говорит Дмитрий Стацевич.
- Рынок мебели
- На рынке производства мебели Петербурга — около 300 компаний. Среди них мебельная компания ДЭФО, компания AVTOR, производство «Мебель Фактура», компания «Мебель-Эксперт», мебельная компания «Надежда», «33 кровати», фабрика детской мебели «Дубок», и многие другие. Подробнее с их перечнем можно ознакомиться здесь.
- Светлана Петрова, Лилия Агаркова