«Решение Верховного суда России, по делу «жулик против ЦУМа», в пользу «жулика», это, конечно, новая страница в жизни российской интернет-торговли, — пишет Алексей Федоров в социальных сетях. — Итак, преамбула. 21 июля 2021 года, на сайте ЦУМа происходит, как это называет сама компания, «технический сбой», а по факту, то ли поставщик неправильно цену передал, то ли закупщик напортачил, то ли пробел вместо запятой в цену попал, но, в итоге:
— Цены на сайте ЦУМа, на ряд товаров, в этот день оказались примерно в 1000 раз дешевле, чем реальные.
— Сразу нашлись, конечно, граждане, которые массово заказали люксовые шмотки по цене 19 и 129 рублей. Ну, чисто по приколу. Даже по предоплате, пара тысяч рублей для аудитории ЦУМа — не деньги, понятно. Когда ЦУМ вежливо уведомил таких клиентов, с извинениями, что «что-то подошло не так, деньги вернём, сорри, все дела», 99% покупателей восприняли это нормально.
— Во всех интернет-магазинах такое бывает.
Реально, во всех, без исключения. И в физических магазинах и ресторанах бывает. Ну ошиблись, извинились, ценник в меню переклеили. Но, даже если подарили клиенту эту тарелку борща- невелик убыток.
Но, в интернет-торговле так не работает.
Есть публичная оферта. В этой оферте (карточке товара), обычно, почти ни у кого нет информации об остатках на складе.
Граждане заказывают по 19 рублей товары без ограничений в количестве, при их реальной стоимости в 19.000 за штуку.
И вот, когда 99% потребителей лояльно отнеслись к ошибке ЦУМа, нашелся один, которого, конечно же, защитники прав потребителей назовут «принципиальным», а по факту жулик, который пошел в суд, защищать свои «права» на право воспользоваться ситуацией.
Три суда, все выше и выше по инстанции, один за другим, отказали гражданину в злоупотреблении правом. Но, сумма в 2,5 миллиона рублей чистого барыша была слишком манящей, и юристы гражданина дошли до Конституционного суда.
И тут, случилось отрицательное чудо.
Дело обернулось в пользу истца.
Все бы было весело, но есть нюанс.
Это первый прецедент такого рода.
Теперь, любая ошибка на стороне одного из 250.000 мерчантов, например, Вайлдбериз, грозит такому продавцу разорением.
Организованными бандами юристов будут немедленно написаны парсеры (программы — Ред.), для отлавливания неадекватно минимальных цен по всему рунету.
Суды будут завалены исками от разгневанных потребителей-экстремистов.
Более того, у некоторых недобросовестных поставщиков только что появилась прекрасная возможность убить бизнес любого своего оптового клиента, пробросив ему «случайно» цену в 1000 раз ниже реальной, а потом отказав в поставке. Ведь поставщик-то никакими обязательствами по цене не связан.
Я бы предложил сразу принять закон о бесплатной раздаче товаров гражданам, по первой просьбе. Это проще и выгоднее, чем судиться, юристов кормить.
А нас еще ждёт Черная Пятница, и прочие распродажи, типа первого сентября. Вот где разгуляется потребитель-экстремист. На распродажах, по определению, очень много суеты и ошибок.
Что забавно: когда речь идет о 100 рублях за возврат товара с гражданина — тут вся общественность, с воем, за него. Как же, обидели трудящегося человека, барыги.
Но, как только пару или пару десятков миллионов с бизнеса сняли — все в порядке, так им барыгам и нужно, они еще заработают».
У текста много комментариев, в основном, они сводятся к тому, что «за косяки кто-то должен ответить» и что законы несовершенны.
«Это далеко не первый прецедент, — пишут комментаторы. — «Связной» уже проигрывал такие дела неоднократно. Это наследство устаревших порядков из СССР и офлайна, когда физически не могло быть неверного наличия товара или неверных цен из-за подвисшего сервера. Надо отдельной статьей прописывать эти ситуации для дистанционки.
У WB регулярно подобное случается, раз в неделю точно».