Крупнейшими ювелирными сетями России по итогам 2022 года стали компании Sunlight, «585*Золотой» и Sokolov, свидетельствуют данные консалтиноговой компании INFOLine. Рейтинг объединил 11 торговых сетей, чей совокупный объем продаж в прошлом году вырос на 9,8%, до 148,8 млрд рублей. Причем более 73% от этой суммы рынку дали продажи тройки лидеров.
Специалисты агентства INFOLine проанализировали результаты деятельности крупнейших ювелирных сетей России по итогам 2022 года. Учитывались три основных параметра: объем продаж, динамика продаж и рост количества торговых объектов. Всего в рейтинг вошли 11 сетей. С исследованием ознакомился Forbes.
Лидерами рынка стали сети Sunlight, «585*Золотой» и Sokolov. «Примечательно то, что продажи крупнейших ювелирных сетей росли, хотя в целом развитие такого ретейла в 2022 году замедлилось. По итогам 2022 года совокупный объем продаж крупнейших сетей вырос на 9,8%, до 148,8 млрд рублей с НДС (в 2021 году рост составлял 30%, до 135,4 млрд рублей, уточняет Forbes), причем более 73% общих продаж пришлось именно на тройку лидеров», — комментирует гендиректор INFOLine-Аналитика Михаил Бурмистров.
По итогам года рост продаж показали лишь 4 из 11 компаний, а в топ-3 самых быстрорастущих вошли сети Sokolov (+86,7%), Sunlight (+13,2%) и «585 Золотой» (+6,9%).
Хуже всех дела у PanClub (ранее Pandora) и TOUS, выручка которых сократилась на 42,5% и 47,8% соответственно. «Обе торговые сети являются международными игроками, и после начала спецоперации они прошли путь сворачивания бизнеса и ограничения на все рекламные активности», — поясняет Бурмистров.
В целом российский ювелирный рынок, по оценке INFOLine, в 2022 году сократился почти на 7%, до 308 млрд рублей. Это произошло на фоне ухода из России ряда иностранных luxury-брендов и переориентации покупателей с золотых на бюджетные серебряные изделия, поясняется в исследовании.
«Стоит отметить, что наиболее динамично в 2022 году развивалась торговая сеть Sokolov. Компании удалось сместить МЮЗ (Московский ювелирный завод) на четвертую позицию. Общие продажи Sokolov с учетом опта по итогам 2022 года выросли на 31% и достигли 32 млрд рублей с НДС. Ключевым драйвером стал существенный рост розничных продаж, которые с учетом франчайзинга выросли на 87% и составили 24,4 млрд рублей с НДС (более 75% общих продаж сети)», — говорит Бурмистров. По его словам, МЮЗ потерял свою позицию лишь из-за того, что в 2022 году сеть проводила ребрендинг и меняла формат магазинов, но уже сейчас она демонстрирует позитивную динамику.
«Мы видим, что в 2023 году ювелирный рынок начал восстанавливаться, и по итогам года мы прогнозируем его рост на уровне 3-5%», — говорит Бурмистров. По его мнению, это будет связано с рядом факторов. Во-первых, с дальнейшим развитием онлайн-продаж (в том числе и на крупнейших маркетплейсах) и расширением ассортимента российских игроков, которые активно увеличивают предложение в высоком ценовом сегменте. Во-вторых, с усилением ценовой конкуренции между ретейлерами, которая сделала ювелирные изделия более доступными по цене. И в-третьих, с тем, что покупку ювелирных изделий россияне рассматривают в качестве инструмента сохранения сбережений от инфляции, так как вложение в доллары и евро становится все более сложным из-за ограничений на перевод валюты за границу.
- Стоит добавить, что в 2023 году с рынка массово уходят малые ювелирные компании и бренды, а также торговые предприятия, которых лишили права работать на упрощенных системах налогообложения. Всего переход на общую систему налогообложения и уплату НДС стал обязателен для 19 тысяч компаний и ИП.
- Многочисленные обращения в органы власти, в том числе в Минфин, который называют инициатором закона о переводе отрасли на ОСНО, и Госдуму, результатов пока не дали. Таким образом, считают в общественных организациях малого ювелирного бизнеса, в том числе Ассоциации малого ювелирного бизнеса, крупные компании зачистили рынок и осваивают его теперь, конкурируя только с друг другом.