Волнения в Wildberries: возможно, это естественный отбор

У агрегатора Wildberries изменилась система штрафов, компания будет удерживать полную стоимость товара с пункта выдачи заказов (ПВЗ), если покупатель оформляет возврат из-за брака. По всей стране пункты приостанавливают работу. Что происходит и почему бизнес с интернет-гигантом, который касался таким незыблемым, начинает представляться, мягко говоря, рисковым. Ниже довольно любопытное мнение.

В Петербурге 1147 пунктов выдачи заказов Wildberries

Максим Толпин, предприниматель, работал с WB в качестве продавца несколько лет и затем открыл 6 пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в Петербурге, Москве и Нижнем Новгороде. Поработав в качестве владельца пунктов и поняв, как работает система, предприниматель их продал, запустил контрактное производство молодежной одежды и продолжил деятельность поставщика WB. Вот что он рассказал о том, что по его мнению происходит, что могло привести к ситуации, при которой пункты приостанавливают свою работу, а работники пунктов жалуются на несправедливость и хотят бастовать.

  • Получилось так, рассказывает Максим Толпин, клиент заказывает две вещи, например, худи, одну дорогую, за 5 тысяч, и вторую, похожую на нее, но дешевую, за 1 тысячу. Идет в пункт выдачи, получает, меряет и затем меняет содержимое пакетов. Один пакет возвращает, второй оставляет себе. Но при этом меняет вещи местами. То есть, возвращает пакет якобы с дорогим худи, а на самом деле, дешевым, но на котором написано, что это дорогое худи.
  • Сотрудники ПВЗ должны проверять содержимое пакетов, но они часто этого не делают, и покупка возвращается к агрегатору, и потом поступает к другому покупателю, а он пишет жалобу. Но очень часто владелец ПВЗ нанимает на работу студентов и платит им немного, они при этом не очень стараются, и не перепроверяют пакеты и изделия в них. Я старался платить работникам нормальную зарплату и у нас всегда работали камеры. Поэтому таких ситуаций не возникало.
  • Но дело в том, что бизнес на ПВЗ кажется очень простым и дико доходным, не требующим специальных навыков. Владелец получал, к примеру, 6% от заказа (потом сумму % снизили до 2,5%), и был доволен, это позволяло отбить вложения в ПВЗ за пару месяцев. Поэтому таких ПВЗ открылось гораздо больше, чем было необходимо. Пунктов выдачи по всей стране — миллионы (в Петербурге — 1147, в Москве — 5090). Понижая процент и увеличивая штрафы, агрегатор, вероятно, хочет добиться того, чтобы на рынке остались только те пункты, у которых приличный оборот и им выгодно работать при низком %.  ПВЗ с низким оборотом работать будет нерентабельно.
  • Выиграют пункты с больше проходимостью и большим оборотом. На мой взгляд, WB пошел на это сознательно. Тем пунктам, у которых небольшие обороты, закрутят гайки.
  • Владельцы ПВЗ, которым они приносят не 300 тысяч в месяц (открыть пункт стоит примерно 400 тысяч и таким образом, окупить его открытие можно даже за 2 месяца), а всего 50 тысяч, оказываются в непростом положении и может быть, в том числе и поэтому, не всегда соблюдают правила работы. Например, правила распаковки и проверки товара. Возможно, работники каких-то ПВЗ даже участвовали в подменах сами. На WB ведь продается не только дешевая одежда, но даже дорогие айфоны. Отчего вдруг камера перестала работать и айфон поменялся местами с более простым смартфоном известной корейской марки? А такое, к сожалению, бывает.
  • Издержки продавцов агрегатора в этой ситуации — это плохие отзывы и понижение продаж. Корень проблемы, на мой взгляд, это нежелание брать на себя ответственность, которая включает обязательные проверки, а не просто поднести сканер к пакетику, он попикал и ладно. Те, кто тщательно проверяет, работает больше и им надо больше платить, поэтому у владельцев ПВЗ растут издержки.
  • Каков прогноз в этой ситуации? WB будет менять регламенты работы пунктов. Камеры будут работать непрерывно и если клиента поймают за подменой товара, скорее всего, для него придумают какое-то наказание, возможно, связанное с блокировкой его аккаунта или чем-то еще. Возможна также заморозка денег. В любом случае, систему доработают.
  • WB, возможно, будет расширять линейку товаров средней и высокой ценовой категории, тем более, что конкуренты — Ozon и Яндекс-маркет, а также Avito, который также запустил свои ПВЗ (их в Петербурге 56), наступают «диким ягодкам» на пятки».

Добавим еще один комментарий, который пришел с платформы Яндекс-Дзен к этому материалу.

«Правильно все парень рассказал, — пишет пользователь «Еда и знания». — Я просто добавлю, что вовсе некоторые не заморачиваются. Допустим относили джинсы, протерлись, заказывают новые в примерочной их одевают, а старые сдают как брак или не тот размер, приемщик не проверяет ничего и отправляет на склад WB. В итоге продавец товара получают по возврату ношеный товар, даже не свой, и платят еще либо штраф и обратную логистику и остаются без этого товара. Я бы мог еще привести кучу схем. Правильно все делает WB. ПВЗ должны проверять возвращаемый товар. Иначе, WB погибнет как бизнес и уничтожают его сами люди своей «исключительной» честностью».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс