Практика низких цен будет расти

Согласно данным Росстата за 2022 год, мы имеем обрушение реальных доходов россиян относительно аналогичных показателей 2013 года почти на 8%, сообщил генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine Иван Федяков. По его словам, подобный тренд не мог не сказаться на потребительских предпочтениях.
Магазинов-дискаунтеров будет открываться все больше. Фото: Retail.ru
Фактор цены главенствует сейчас над другими факторами выбора: потребители стараются приобретать товар с большой скидкой, сообщил он в интервью в NEWS.ru которую предлагают либо ретейлеры, либо поставщики. Люди сейчас очень чутко реагируют на цену — в этом смысле никогда ранее потребители не готовы были отказаться от других характеристик продукта в пользу выгодной цены, — указал эксперт.
В то же время он считает это закономерным — около 20 миллионов россиян, по официальным данным, живут менее чем на прожиточный минимум. Федяков указывает, что в ближайшее время популярность магазинов низких цен будет расти.
Практика показала, что потребители готовы отказаться от комфорта совершения покупок, от широкого выбора товаров. Федеральные ретейлеры это поняли: например торговая сеть «Магнит» запустила более 700 магазинов в формате дискаунтеров. X5 уже сейчас сделал основным форматом своего развития дискаунтеры под брендом «Чижик», «Лента» буквально в начале этого месяца запатентовала бренд «Лента Эконом». Так что дискаунтеры становится форматом номер один.

Примеры оптимизации ради низких цен

«Один региональный производитель конфет уже несколько лет поставлял в несколько торговых сетей свою продукцию, — рассказывает Михаил Лачугин, специалист по продвижению в торговых сетях и владелец портала Product media, — Не самый низкий сегмент, а эконом, по ряду позиций даже эконом+. В 2022 году неоднократно (как и подавляющее большинство производителей и поставщиков) направлял ритейлерам письма с обоснованиями повышения цен на продукцию. Но сети не принимали (их тоже можно понять). Производитель цены держал, теряя собственные доходы, благо была определённая «подушка».

В 2023 году держать на ряд позиций цены дальше не мог, но крупная сеть (самый большой покупатель) предложение снова не принимает, хотя обоснования логичные, да и все всё видят сами. Ну и контраргумент «мы то цены поднимем, но люди просто не купят, и тогда вообще выведем из ассортимента» тоже логичный.

Решения было два: либо выводить ряд позиций из ассортимента, либо что-то менять. В сети, собственно, и предложили: «поработайте с составом или весом, вы же видите, наша общая задача — держать комфортные для покупателя цены».

Ну ок. В нескольких позициях конфет «Трюфель» (с разными вкусами) какао-масло окончательно заменили на растительный жир. Себестоимость сразу стала ниже примерно на 20%. Пока этого хватит, чтобы несколько месяцев удерживать цены. Потом, видимо, отработают ещё одно решение — в упаковке станет не 200 гр конфет, а 180. Параллельно разрабатывается линейка совсем недорогих конфет.

Полки магазинов не опустеют. Но за качеством того, что мы покупаем, придётся следить всё более внимательно», — говорит Михаил Лачугин.

Из «Рейтинга торговых сетей FMCG России» за январь 2023 года

«Подводим итоги ушедшего года и активно фиксируем новые тренды 2023 года, — резюмирует Иван Федяков.

  • Макроэкономические показатели розничной торговли:
    — По данным ФСГС, на 1 января 2023 г. численность населения России составила 146,425 млн человек, что на 555 тыс. меньше, чем на 1 января 2022 г. Сокращение населения официальная статистика фиксирует шесть лет подряд.
    — По данным Минфина, расходы бюджета РФ в январе 2023 г. выросли на 70% до 3,12 трлн руб. В декабре 2022 г. расходы бюджета увеличились на 43% до 6,9 трлн руб., а дефицит бюджета составил рекордные за всю историю наблюдений 3,9 трлн руб.
    — На I кв. 2023 г. для банков установлены лимиты по потребительским необеспеченным кредитам для заемщиков, имеющих долговую нагрузку свыше 80%.
    — В декабре 2022 г. в годовом выражении инфляция замедлилась до 11,94%. В целом за 2022 г. инфляция составила 13,75%: в сегменте food – 14,91%, в сегменте non-food – 15,2%. По прогнозу ЦБ РФ от 19 января 2023 г., годовая инфляция продолжит снижаться и весной 2023 г. может кратковременно опуститься ниже 4% за счет эффекта высокой базы весны 2022 года.
    и другое.
  • Государственное регулирование торговой деятельности:
    — С 7 января 2023 г. Минфин установил минимальную розничную цену на игристые вина в размере 239 руб. за 0,75 л. (повышение в 1,4 раза).
    — С 1 января 2023 г. приказом Минфина №166н минимальная цена на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, выросла с 63 до 68 руб. за литр. Приказом Минфина №168н минимальная розничная цена на водку с 1 января 2023 г. установлена на уровне 281 руб., на бренди – 375 руб., коньяк – 517 руб.
    и другое.
Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс