Примеры оптимизации ради низких цен
«Один региональный производитель конфет уже несколько лет поставлял в несколько торговых сетей свою продукцию, — рассказывает Михаил Лачугин, специалист по продвижению в торговых сетях и владелец портала Product media, — Не самый низкий сегмент, а эконом, по ряду позиций даже эконом+. В 2022 году неоднократно (как и подавляющее большинство производителей и поставщиков) направлял ритейлерам письма с обоснованиями повышения цен на продукцию. Но сети не принимали (их тоже можно понять). Производитель цены держал, теряя собственные доходы, благо была определённая «подушка».
В 2023 году держать на ряд позиций цены дальше не мог, но крупная сеть (самый большой покупатель) предложение снова не принимает, хотя обоснования логичные, да и все всё видят сами. Ну и контраргумент «мы то цены поднимем, но люди просто не купят, и тогда вообще выведем из ассортимента» тоже логичный.
Решения было два: либо выводить ряд позиций из ассортимента, либо что-то менять. В сети, собственно, и предложили: «поработайте с составом или весом, вы же видите, наша общая задача — держать комфортные для покупателя цены».
Ну ок. В нескольких позициях конфет «Трюфель» (с разными вкусами) какао-масло окончательно заменили на растительный жир. Себестоимость сразу стала ниже примерно на 20%. Пока этого хватит, чтобы несколько месяцев удерживать цены. Потом, видимо, отработают ещё одно решение — в упаковке станет не 200 гр конфет, а 180. Параллельно разрабатывается линейка совсем недорогих конфет.
Полки магазинов не опустеют. Но за качеством того, что мы покупаем, придётся следить всё более внимательно», — говорит Михаил Лачугин.
Из «Рейтинга торговых сетей FMCG России» за январь 2023 года
«Подводим итоги ушедшего года и активно фиксируем новые тренды 2023 года, — резюмирует Иван Федяков.
- Макроэкономические показатели розничной торговли:
— По данным ФСГС, на 1 января 2023 г. численность населения России составила 146,425 млн человек, что на 555 тыс. меньше, чем на 1 января 2022 г. Сокращение населения официальная статистика фиксирует шесть лет подряд.
— По данным Минфина, расходы бюджета РФ в январе 2023 г. выросли на 70% до 3,12 трлн руб. В декабре 2022 г. расходы бюджета увеличились на 43% до 6,9 трлн руб., а дефицит бюджета составил рекордные за всю историю наблюдений 3,9 трлн руб.
— На I кв. 2023 г. для банков установлены лимиты по потребительским необеспеченным кредитам для заемщиков, имеющих долговую нагрузку свыше 80%.
— В декабре 2022 г. в годовом выражении инфляция замедлилась до 11,94%. В целом за 2022 г. инфляция составила 13,75%: в сегменте food – 14,91%, в сегменте non-food – 15,2%. По прогнозу ЦБ РФ от 19 января 2023 г., годовая инфляция продолжит снижаться и весной 2023 г. может кратковременно опуститься ниже 4% за счет эффекта высокой базы весны 2022 года.
и другое. - Государственное регулирование торговой деятельности:
— С 7 января 2023 г. Минфин установил минимальную розничную цену на игристые вина в размере 239 руб. за 0,75 л. (повышение в 1,4 раза).
— С 1 января 2023 г. приказом Минфина №166н минимальная цена на этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, выросла с 63 до 68 руб. за литр. Приказом Минфина №168н минимальная розничная цена на водку с 1 января 2023 г. установлена на уровне 281 руб., на бренди – 375 руб., коньяк – 517 руб.
и другое.