Информационных систем прослеживаемости всего делается все больше. К «Честному знаку», с которым бизнес познакомился, в основном, в 2021 году, системам ЕГАИС и «Меркурий», добавилась новая — ФГИС «Зерно». Ее внедрение станет испытанием для всех, кто производит и продает продукты питания и оказывает услуги общепита — ведь без муки, бобовых и масличных культур ни одна кухня ничего не производит.
По закону РФ «О зерне», действующем с 2021 года и актуализированном в октябре 2022-го, с 1 марта 2023 года станет обязательной Федеральная государственная информационная система прослеживаемости продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»). Всем причастным нужно будет подключиться к системе, внедрить программы и вводить и выводить муку и другие зерновые продукты из оборота. Специалисты говорят, что это очень напоминает «Честный знак» с маркировкой изделий легкой промышленности, и добавит головной боли пекарням, хлебозаводам, фабрикам-кухням, и другим участникам рынка общепита и пищевых производств.
С помощью мониторинга ФГИС «Зерно» планируют выявлять нарушения при обращении зерна и продуктов из него. Упор делается на СДИЗы (сопроводительные документы, в котором указана информация о партии зерна или продуктов его переработки для прослеживаемости при перевозке любым видом транспорта и выпуске — Ред.). Это потребует дополнительных затрат — освоение и внедрение программ, обучение персонала, отчеты, ввод и вывод продуктов из оборота. Добровольно регистрироваться во ФГИС «Зерно» можно с июля 2022 года, обязательным работа в новой системе станет с 1 марта 2023 года. Как оформить СДИЗ на реализацию зерна, можно изучить здесь.
В систему должна вноситься информация о злаковых культурах, зернобобовых, масличных и продуктах переработки зерна.
«Регистрация в системе обязательна, — говорит Виталий Свидовский, генеральный директор и совладелец сети «Теремок», — и мы уже там с 1 сентября, гасим СДИЗы на поставки мака. А с 1 марта добавятся продукты переработки(мука, греча, манка и др.). В двух словах — это очередная бесполезная для HoReCa государственная система, которая для нас никакой пользы не несёт, а только создает массу дополнительных сложностей. А с учётом того, что пока нет никаких интеграционных решений с 1С, трудозатраты для отражения необходимых операций напрямую в веб-интерфейсе будут серьёзные», — считает предприниматель.
Цель у государства обеспечить прозрачность рынка зерна — отслеживать вклад регионов в обеспечение продовольственной безопасности страны, говорит Виталий Свидовский. «Но в нашем понимании эта цель достижима и без включения нас, как конечного потребителя, в этот контур», — уверен основатель «Теремка».
Любая отгрузка продукции вносится в систему, добавляет Михаил Гончаров, другой совладелец сети»Теремок».
«Нарисовалась у нас очередная система цифровой прослеживаемости товаров после «Честного знака». С 1 марта 2023 года мы попадаем по муке и гречке еще в одну информационную систему — ФГИС «Зерно». Будем погашать какие-то СДИЗЫ. Как обычно — речь идет не о развитии. Зачем? Речь идет о немыслимом и невероятном контроле, о потерях бизнесом времени и денег», — говорит Михаил Гончаров.
Опрошенные «СДП» владельцы и топ-менеджеры петербургских пекарен и блинных пока не очень в курсе. «Мы будем тянуть до последнего, — рассказал один из них, — и не вникать в эти новые требования — вдруг их отменят. И непонятно, почему нельзя зерно добавить в ту же систему «Меркурий», которая занимается прослеживаемостью мясной и молочной продукции? Зачем заводить новые структуры? Следят за качеством и прослеживаемостью уже всего, но сыр, купленный в дискаунтерах, по-прежнему горит, независимо от «Меркурия».
У петербургских сетей булочных и пекарен «Булочные Вольчека», «Буше», «Цех 85», «Хлебник», «Люди любят» и других есть собственные производства и им придется увеличить затраты освоение нового «Честного знака».
История
В 2021 году система маркировки и прослеживаемости «Честный знак» стала обязательной для тех, кто не только производит и импортирует одежду, но и продает ее в розницу — это самый многочисленный класс предпринимателей в России, их — в основном, ИП и ООО, более 3 млн.
Самые большие трудности — недоработка системы, адаптация программы к кассовому оборудованию, большие временные, финансовые и трудозатраты, частые «зависания» системы, которые иногда не дают возможности продавать изделия по нескольку дней — в основном, сохраняются и сейчас, спустя 2 года.
Минпромторг даже открывал горячую линию, чтобы ответить на тысячи вопросов предпринимателей. А Алексей Мартыненко, основатель компании Unagrande Company, производителя сыров под брендами Unagrande, Pretto, Умалат, подсчитал, что стоимость маркировки за 5 лет равна стоимости завода. Подробнее об этом можно прочитать здесь.