Дубай манит петербургский общепит

Рынок общепита Дубая (ОАЭ) становится все более привлекательным для рестораторов и инвесторов из Петербурга. Многие из них говорят об интересе к эмирату, куда в 2022 году приезжало 20 млн туристов, и где проживает 3,3 млн человек, 600 тысяч из них — русскоязычные. И хотя здесь работает 10 тысяч заведений, а конкуренцию специалисты называют «красным океаном» и к рискам относят высокие затраты на персонал и аренду, высокая маржинальность ресторанного бизнеса перевешивает недостатки, уверены специалисты.

Сразу несколько ресторанных проектов из Петербурга запланировали в этом году выход на рынок Дубая (ОАЭ), пишет РБК Петербург.

Открытия ближе «к лету»

О том, что готовятся к открытию своих проектов в Дубае, заявили уже несколько петербургских рестораторов. Так, предприниматель Артем Гудченко, владелец ресторанов Ecliplse и грузинских бистро Askaneli, собирается запустить ресторанный проект в Дубае в сентябре 2023 года.

«По прогнозам в Дубае к концу года (2022-го — Ред.) будет 600 тыс. человек из стран СНГ – России, Белоруссии, Казахстана, Украины. Это больше 10% населения. Им не нужно объяснять, что такое хинкали, хачапури, «Киндзмараули», «Цинандали»», — говорит Артем Гудченко в интервью MarketMedia.

Из интервью также ясно, что прорабатывается возможность получить алкогольную лицензию, так как единственный грузинский ресторан в Дубае Old Tbilisi работает без алкогольной лицензии.

Также «к лету» открыть ресторан в Дубае собирается Алексей Буров, владелец группы DreamTeam (петербургские рестораны Smokt BBQ, «Фарш и Бочка», «Траппист», «Форно браво»).  Дмитрий Блинов, шеф и владелец гастробара DUO, ресторана Harvest, Frantsuza Bistrot, и других проектов, также готовит запуск ресторана в Дубае, но подробности готов будет раскрыть —  опять же, к лету.

Арслана Бердиева, шефа и совладельца ресторана Birch, также называют в числе тех, кто интересуется Дубаем. Itlay Group готовится к открытию ресторана в этом эмирате, как подтвердили РБК в компании.

Один «петербургский» проект, ресторатора Александра Бельковича — по данным restoran.ru уже работает там с конца 2018 года. Это двухэтажный Ketch up Burger на территории развлечений, недвижимости класса люкс и шопинга Bluewaters Island. Здесь подают бургеры, а также блюда из рыбы, и проводят вечеринки с диджеем. Средний чек в ресторане варьируется от 43 до 75 дирхамов (750-1350 рублей).

О том, что запуск ресторана в ОАЭ сопряжен с трудностями и рисками, рассказал Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства INFOLine, который также открыл филиал своего агентства в Дубае.

На фишках не выехать

«В запуске ресторанного проекта многое зависит от сегмента, в котором запускают проект, — говорит Иван Федяков. — Но несмотря на высокий уровень насыщенности  (в Дубае 10 тысяч ресторанов — Ред.) востребованность в их услугах все равно высокая. Если взять сегмент премиум, здесь важен фактор локации и важен фактор стандартов качества проекта. Здесь есть международные бренды, франчайзинговые проекты, достаточное количество ресторанов, которые отмечены мишленовскими звездами. Это говорит о том, что местная премиальная публика знает толк в качественной еде.

Только на ярких фишках здесь не выехать. Нужно чтобы проект по ряду параметров соответствовал запросам требовательной публики.

Фактор доставки и курьеры

В Дубае силен сегмент доставки, отмечает Иван Федяков. «И если премиальные рестораны берут залом, эмоциональностью, для них доставка не так важна, но если брать средние сегменты, они будут успешны, если будут делать ставку именно на доставку», — говорит он.

Курьеров в Дубае очень много. Они ездят на мотоциклах «как пули», в отличие от петербургских курьеров-велосипедистов, всегда одеты в форму и шлем. По отзывам жителей эмирата, они прекрасно разбираются во всех локациях, не звонят бесконечно с вопросами, как вас найти.

По данным СМИ наследный принц Дубая Хамдан бен Мухаммед Аль Мактум  в августе 2022 года принял в своем дворце лучшего курьера Дубая, чтобы пожать ему руку и наградить денежной премией. В социальных сетях принца было опубликовано видео, где курьер очищает дорогу от бетонных блоков, сообщают местные русскоязычные СМИ.

«Власти поняли, — комментирует Иван Федяков, — что курьеры изменяют город и жизнь в городе. Эта трансформация, которую невозможно остановить и значит ее нужно возглавить. Поэтому введены требования по безопасности курьеров — спецодежда, каски. Встреча курьера с шейхов — это огромный вклад в престиж профессии», — полагает он.

Наследный принц Дубая встретился с лучшим курьером и наградил его денежной премией. Фото: Русские Эмираты

Какие-то заведения изначально рассчитывают на развитие за счет доставки. «В каждом ресторане на корточках сидят 2-3 курьера и ждут заказа. Когда жарко — число доставок возрастает, заказывают в офис и домой», — описывает свои наблюдения Федяков.

Можно начать работать и в сегменте фастфуда, и в среднем ценовом сегменте.

«Это стратегия «красного океана», когда много конкурентов и рынок доставки монополизирован: заказывают еду в Дубае в основном через агрегатор Careem. Это компания, которую несколько лет назад выкупила американская компания Uber, приложение, через которое делают и заказ такси, и заказ на доставку из ресторанов и магазинов, и в том числе, не продовольственных», — рассказывает Иван Федяков.

Кроме того, доставка еды на дом существенно дешевле, чем поход в ресторан. Цены блюд ниже. Если заказывать после обеда, в 15-16.00 — цены на блюда падают — скидка составляет 30-50%.

Также эксперт отмечает очень технологичную упаковку. «Блюда доезжают в первозданном виде. Для холодных продуктов в упаковку кладется лед. Для горячих — тоже своя упаковка. Заказывал суши — пришла коробочка, похожая на коробку конфет — в специальных секциях лежали суши, нашим ребятам бы посмотреть и делать такую же», — говорит основатель аналитического агентства.

В социальных сетях пишут, что курьеры отчасти заменяют в Дубае пешеходный трафик, которого в нашем понимании нет — большинство жителей пользуется автомобилями, в том числе и из-за высоких температур — до +50 градусов летом.

Фактор туристов

«Сейчас +22, облачно, — рассказывает Иван Федяков, — у нас, когда минус 20, тоже не многие гуляют по Невскому. В Дубай за прошлый год приехало больше 20 млн туристов. Каждый день в городе находятся сотни тысяч людей, которые приехали с туристическими целями. В местах, где высокий туристический трафик, заведения заполнены. Общепит принимает основной турпоток».

То же самое было в Петербурге в допандемийные времена — многие заведения открывались с прицелом на туристический трафик, в том числе, в расчете на интуристов, туристы оставляли хорошие чеки, это было серьезным подспорьем развития ресторанного рынка. В Дубае как раз сейчас это активно развивается, говорит Иван Федяков.

Турпоток планируют нарастить еще больше, в том числе, благодаря мероприятиям, которые здесь проводят: это концерты мировых звезд, выставки:правительство эмирата купило права на проведение выставок со всего мира.

Иван Федяков отмечает, что русская кухня не очень популярна в Дубае, есть единичные проекты — например, рестораны «Березка», «Суворов». Но очень популярны рестораны узбекской кухни. «И такие наши сети как «Бахрома», «Чайхона» могли бы быть очень востребованы здесь. В Дубае много жителей Центральной Азии — из Узбекистана, Казахстана, Киргизии».

Строгие правила и риски

Иван Федяков рассказывает о строгих правилах в Дубае, на которые иногда закрывают глаза даже в европейских странах — прежде всего полностью «белая» работа персонала.

«Здесь нельзя работать «в черную», все работают «в белую» и по другому нельзя. В ОАЭ низкие налоги, НДС 5%, и скоро появится налог на прибыль — 9%, но отношения с сотрудниками оформляются только по закону. Если сотрудник приезжий, ему оформляется рабочая виза — это не дешевое удовольствие, на каждого нужно потратить до 1,5 тысяч долларов», — говорит Иван Федяков.

Рестораторы из России рассказывают, что не ожидали — затраты на персонал окажутся сопоставимы с затратами если не аренду, то на ремонт помещения. «Это надо учитывать, так как успех в общепите сильно зависит от персонала. Ты можешь потратить деньги, а человек не будет у тебя работать. И это такой большой риск, который тяжело контролировать. Зарплаты должны быть конкурентноспособные. Текучка должна быть минимизирована. Персонал при этом очень космополитиченый. Во многих ресторанах работает смешанная команда — здесь могут быть и европейцы, и африканцы, выходцы из Юго-Восточной Азии, Пакистана или Индии. Но если ресторан не требует этнического подхода, то необязательно официантов подбирать только одной национальности», — комментирует Иван Федяков.

Русскоязычные официанты сейчас пользуются спросом, так как за последний год прибавилось посетителей из России и других стран с русским языков, их долю оценивают на местном рынке в 10%.

Высокая маржа

Но что перевешивает риски, это высокая маржинальность проектов, говорят участники рынка. «В туристических местах за вечер можно оставить внушительную сумму. Цены — даже по сравнению с Москвой — высокие — бизнес очень маржинальный, заработать можно, но и требования к ресторанам очень высоки, — говорит Иван Федяков. — Здесь есть американские рестораны с франшизой в Гонконге и Дубае, это серьезная конкуренция, но перспектива у российских рестораторов есть, так как технологический цикл развития общепита в России начался раньше, чем здесь. Для наших ребят во многом это уже пройденный этап.  Если у ДоДо пиццы в России это получалось, значит, получится и здесь».

Тем не менее за хорошую локацию в Дубае идет борьба и это надо учитывать. «Только здесь понимаешь, насколько недвижимость в Питере недорогая, — говорит Иван Федяков. — Двухкомнатая квартира в аренду на год может стоить от 20 до 50 тысяч долларов. И можно еще не найти. Инвестиции в ресторанные проекты однозначно больше — в разы, потому что экономика проекта будет другой».

Затраты на персонал и аренду в Дубае существенно выше. Кроме того выше и стоимость продуктов. Здесь почти нет сельского хозяйства, все продукты импортные. Стоимость блюд также выше. По данным экспертов инвестиции в ресторанный проект в Дубае может начинаться от 40 млн рублей, учитывая аренду, оформления виз персонала, получение лицензии, ремонт и покупку оборудования.

«Но окупаемость может быть даже быстрее, чем в России, — уверен Иван Федяков, — рестораны успешных проектов переполнены, есть даже листы ожидания, и за вечер оборачиваемость столика может составить 3 раза. Здесь не пьют, вернее, много не пьют, но посетители могут смениться несколько раз за вечер — это компенсирует издержки».

Поэтому настоящим клондайком для рестораторов в Дубае является алкогольная лицензия.

«Далеко не во всех ресторанах есть алкоголь. Но если наши парни приехали оторваться — чеки в 300-400-500 тысяч рублей за вечер — это обыденность, — рассказывает эксперт. — Здесь это происходит регулярно. Мой товарищ оставил за вечер 160 тысяч рублей, и это на компанию из 4 человек. Алкоголь очень дорогой. Фраза «нам бутылочку водки на стол» — может обойтись в цену подержанного автомобиля в России».

С нового года в Дубае отменили налог на продажу алкоголя — 30%, сообщало агентство Bloomberg 2 января. Лицензии также будут оформляться бесплатно. Пока новая мера вводится сроком на год. С продажи алкоголя взимается НДС 5%.

Рынок

Дубай все чаще называют гастрономической столицей мира, здесь 10 тысяч ресторанов всех концепций и многих национальных кухонь. Из России не только петербургский общепит рвется на этот перспективный рынок.

В последние годы в Дубае активно открывались заведения рестораторов из Москвы и некоторых других регионов России. Например, здесь работает ресторан московского ресторатора Аркадия Новикова Novikov Dubai. Заметный игрок с российскими корнями, сеть пекарен выходца из Сибири Артема Логина L’ETO открыла в ОАЭ уже 15 точек. Из других российских проектов можно отметить также Virgin Izakaya, кафе Angel Cakes в Dubai Mall и на Bluewaters, Pims на JBR.

В октябре Федор Овчинников, владелец DoDo Brands, купил там действующую пиццерию и открыл на ее месте заведение под своим брендом drinkit/dodo. Как сообщил предприниматель в своем Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена — ред.), он рассчитывает на экспансию в странах Залива. В декабре в Дубае запостилось еще одно заведение с российскими корнями, пишет Телеграм-канал «Сысоев FM в Дубае» — здесь отрылся проект DOM, от Артема Пастушенко и Амира Гильдермана (Royal Arbat, «Жуковка 72»). Концепт — квартира друзей. Александр Сысоев, ведущий Telegram-канала о ресторанах Дубая, известен как инвестор и организатор Российского ресторанного фестиваля. Теперь он ведет свой канал о ресторанной жизни в Дубае, у которого более 18 тыс. подписчиков.

«В Дубае вообще можно найти любую кухню, от русской в кафе «Сказка», где готовят гречку с котлетами, до заведений сирийской и ливанской кухни — в последних обычно огромные порции и очень демократичный ценник», — говорит СЕО Art Bloggers Анна Магрицкая в разговоре с изданием Moskvich Mag.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс