Единый налоговый платеж: эхо перехода будет долгим

Единый налоговый платеж (ЕНП) и Единый налоговый счет (ЕНС), который налоговики обещали бизнесу в 2023 году как облегчение и упрощение работы, вызывает множество вопросов как у предпринимателей, так и у бухгалтеров. У перехода есть большое количество подводных камней. Бухгалтеры рассказывают — каких именно.

«СДП» в материале от 27 декабря 2022 года подробно рассказывал, как ФНС по Санкт-Петербургу представляло новую систему уплаты налогов — рассказывалось о «только одном платеже 28 числа каждого месяца и формировании счета 25 числа».

«Для того, чтобы уйти от всех сложностей (налоговая располагает сведениями о 900 трлн вариантов заполнения налоговых поручений — Ред). и был разработан Единый налоговый счет. «Налогоплательщику нужно знать для его заполнения лишь свой ИНН и сумму налогов. И все. Это в 10 раз проще, чем сейчас. И никаких 12 сроков уплаты налогов в год», — отмечала 27 декабря Светлана Лебедева, заместитель руководителя управления ФНС России по Санкт-Петербургу.

На деле оказалось не так просто. Предприниматели и бухгалтеры в соцсетях массово жалуются на неизвестно откуда взявшиеся недоимки, которые «горят красным светом» в кабинете налогоплательщика, повторные начисления.

«На едином счете в январе были «начислены» повторно более 40 тыс налогов, — пишет в телеграм-канале юриста Натальи Горячей предприниматель Валерий Гражданкин, —  которые были оплачены в конце 2022-го в личном кабинете госуслуг. Жене тоже «прилетело» 60 тыс «долгов», хотя согласно предновогодней сверке с налоговой все было оплачено вовремя и долгов не было.

Также нет в личном кабинете сведений, сколько и за что начислено налогов — просто ставят перед фактом «должны столько- то» и пени начисляются без возможности перепроверить и опротестовать начисления».

Предприниматели жалуются на то, что даже специалист в налоговой к которому они обращаются, не смог разобраться и говорит, что если система видит долг — значит он есть. «Сумма есть, но не понятно, за что она выставлена?» — массово пишут предприниматели и бухгалтеры в чатах.

По-старому и по-новому

Татьяна Васильева, руководитель бухгалтерской компании «РБК», говорит о том, что предпринимателям дали возможность в 2023 году платить налоги и по старому и по новому — переход на новую систему обязательный, но с отсрочкой применения.

«Но бардак полный, — отмечает специалист. — Все предприниматели в шоке. Во всех личных кабинетах висят недоимки, сверку с ИФНС (инспекция Федеральной налоговой службы) не получить . Как будет далее, не ясно. Вопросов больше чем ответов. Сам налоговый орган в шоке от происходящего. Если платить можно по старому, но все авансовые платежи перенесли на Единый налоговый платеж — и не понятно, как ляжет в карточку декларация», — рассказывает Татьяна Васильева.

Бухгалтеры успокаивают предпринимателей, но если пойдут списания несуществующих недоимок с расчетных счетов и блокировки счетов, придет настоящая беда для бизнеса, говорят они.

Но не все знают о переходном периоде, это тоже вносит путаницу.

«Только прибавили работы бухгалтерам, — пишет в Телеграме Светлана Н. — Столько изменений с начала года и никакого переходного периода, штрафы предусмотрены уже с начала 2023 года. Ничего хорошего в ЕНП нет. До сих пор нет актуальной информации по переносу оплаченных сумм на ЕНП в личных кабинетах налоговой, что юрлица, что физлица».

«Это не поможет избежать ошибок и тем более сэкономить время. Чтобы с ЕНС деньги распределили, необходимо подавать ежемесячно уведомление с теми же данными, которые были ранее в платежках. Работы прибавилось, а где удобство, пока не понятно», — говорит Надежда.

В профессиональном сообществе бухгалтеров полагают, что к 1 января «не было работающей системы  и обученного персонала со стороны налоговой и СФР » (Социального фонда России, включил в себя Пенсионный фонд и Фонд социального страхования (ФСС).

  • Многие банки были не готовы к новым правилам платежей и налоги не оплачивали
  • Только 11 января стало известно, как надо верно заполнять платежку (нужно код ОКТМО 0, ОКТМО Тулы или своего региона)
  • 9 и 10 января ни налоговая ни банк рекомендаций правильных не давали
    Когда звонили выясняли информацию ответ был такой: мы сами точно не знаем. Только 10 января прошло обучение на местах
  • Чтобы налоги зачесть, как оплаченные, надо готовить уведомление. Раньше была одна платежка и все, теперь усложнение: что даже у ИП на УСН надо поквартально сдавать уведомление, а раньше раз в год —  декларацию. Основная сложность — это подача уведомлений. Проще было с платежками.
  • Это дополнительные расходы на подключение системы сдачи отчетности и ЭЦП (сама флешка платная, 2800 рублей минимум)
  • Увеличилось количество отчетности и возросла ее сложность
  • Уведомления сдаются ежемесячно и поквартально — таким образом, увеличили количество отчетов и тем самым и усложнили работу предпринимателя и подняли стоимость обслуживания у бухгалтеров
  • Платежи никто не будет платить одной платежкой. Так произвести контроль оплат сложнее, и деньги никто просто держать до 28 числа не будет. Начислили — оплатили — это проще
  • Удивились, что сначала с единого счета будут снимать пени и штрафы, а потом налоги. А у нас пени налоговая считает не всегда корректно: сначала начислит а потом сторнирует(пересчитывает) и не хватит 1 копейки в налог — следуют новые пени
  • И так далее, это не полный список претензий.

«Когда они что-то придумывают под лозунгом «облегчаем работу предпринимателя и бухгалтер вам не нужен», получается все наоборот», — говорят в сообществе бухгалтеров.

Следим за развитием ситуации.

 

Рейтинг
( 13 оценок, среднее 4.92 из 5 )
Лилия Агаркова
Лилия Агаркова/ автор статьи

liliaagarkova17@gmail.com

Загрузка ...
Своё дело плюс