Правительство решило разделить ювелиров: нововведенный статус «художник-ювелир» расширит возможности для мастеров. Им разрешат работать из дома и платить с доходов 13%. Но статус надо доказать на комиссии при Гохране России. Остальным предстоит переход на ОСНО с уплатой НДС или банкротство. Малый ювелирный бизнес оценивает инициативу правительства как попытку увести проблемы отрасли в сторону.
У российских художников-ювелиров появляется официальный статус. Его закрепили законодательно. Теперь они могут работать из дома и претендовать на государственную поддержку. Для того, чтобы получить статус художника-ювелира, необходимо соответствовать ряду требований:
- продолжать традиции и развивать новые направления ювелирного мастерства
- обладать опытом участия в конкурсах и выставках;
- иметь не менее трех изготовленных изделий, прошедших опробование и клеймение государственным пробирным клеймом.
- Итоговое решение о присвоении статуса принимает специальная комиссия при Гохране России, подробнее о ее работе рассказал в теле-сюжете телеканалу «Мир 24» замминистра финансов Алексей Моисеев.
- В кратком интервью чиновник уточнил новость — комиссия будет работать при Гохране, а мастер, претендующий на звание и на то, чтобы платить 13% со стоимости изделия как физическое лицо — должен создавать ценности и продолжать традиции. О том, что он должен быть членом Союза художников, в телесюжете ничего не говорится.
- Постановление правительства, на 7 странице которого описывается, кто такой этот «художник-ювелир».
- Возможно, это ответ Минфина на многочисленные обращения к власти с требованием сохранить специальные режимы — УСН и патент — для малого и микро-бизнеса в ювелирной отрасли. Они отменены с 1 января 2023 года и сейчас предприятия должны перейти на основную систему налогообложения (ОСНО) с уплатой НДС, оплатить НДС на остатки. Это невозможно для большинства предприятий. Сотни компаний ликвидируются или меняют профиль деятельности.
- «Я согласен, что художники- ювелиры, уникальные люди, должны иметь особый статус, — говорит Армен Манукян, владелец компании «Диамида», — но где они будут сбывать свой товар? И потом, чтобы стать художником, сначала все равно нужно зарегистрировать бизнес, начать работу, добиться клеймения, а потом ликвидировать предприятие и переходить в художники -ювелиры? Это не решение вопроса. Ювелирно дело — это кооперация».
- «Очередная глупость, — продолжает Армен Манукян. — Как художник-ювелир апробирует изделие в Пробирной палате? Где возьмёт золото чтобы изготовить, инвестиционное золото нельзя плавить? Какие награды у них должны быть — от соседей и родственников?А что делать ювелиру с Чукотки , приехать в Москву и потом год закрывать долги на перелёт, на гостиницу, а высокая комиссия посчитает, что он не ювелир», — спрашивает предприниматель.
- Николай Леонов, кустарь-одиночка из Москвы говорит, что соответствовать критериям Минфина смогут далеко не все мастера. «В выставках участвует совсем немного ювелиров-одиночек. Если есть свои заказчики — свои каналы сбыта, их постараются сохранить. Но вообще очень здорово, нужно сохранить ювелирное искусство».
- «Я не знаю этого вопроса. Не знаю, кто может стать художником ювелиром. Надо быть членом союза художников? 13% это очень много. Все в тень уйдут. Или уедут. Больше всего попали розница и маленькие предприятия», — пишут предприниматели в чате.
- «Уезжаю в Грузию со всем оборудованием. Буду делать украшения из серебра и направлять в Европу. В матушке России невозможно уже работать. Сейчас УСН убрали, а завтра сделают физическую маркировку», — пишет еще один пользователь.
- «Вот, собственно, чего добиваются чиновники Минфина и депутаты — чтобы остались самозанятые и крупный бизнес, — комментирует юрист Наталья Горячая, — тех и других легко контролировать. Точнее, самозанятых легко контролировать, а крупняку можно просто сказать, сколько он будет платить налогов, чтобы содержать ту массу, которая контролирует, штрафует, уничтожает».