Вчера «СДП» публиковал историю от Бориса Титова о том, как предприниматели, зарабатывая на госзаказе, нередко становятся фигурантами уголовных дел. Мы спросили Дмитрия Кудрявцева, управляющего партнера Адвокатского бюро CTL и специалиста по делам, связанным с государственными контрактами, на что нужно обратить внимание бизнесу, чтобы не оказаться в Реестре недобросовестных поставщиков (РПН) и не попасть под уголовное дело.
«У меня есть несколько примеров по подобным ситуациям в госзаказе, — комментирует Дмитрий Кудрявцев.
К нам обратился клиент, который как поставщик он должен был выполнить работы по строительству сельской дороги в очень небольшую деревню, заказчик должен был обеспечить возможность подъезда туда, но мост развалился и пропала возможность добраться до места работ. Подрядчик по устному согласованию с заказчиком, возвел временный мост, но по понятным причинам, уже не смог выполнить в сроки основной контракт. Всё это привело к неустойкам и штрафам, а главное – к включению в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков) для поставщика, ведь с точки зрения закона он просто не исполнил контракт в срок, после чего тот был расторгнут.
Второй пример — компания должна была выполнить поставку и монтаж оборудования в спортзале на втором этаже новой школы, но при начале работ было выявлено, что пол в спортзале залит не бетоном, а там просто цементная стяжка. Подрядчик понимал, что такая стяжка не выдержит нагрузки всего оборудования, которое должны были поставить — лестницы, баскетбольные кольца и так далее. Подрядчик сообщил об этом заказнику и получил устный ответ: делайте, как написано в контракте. Подрядчик понимал, что такой монтаж может привести в дальнейшем к существенным проблемам и затребовал от заказчика письменный ответ на письмо с описанием ситуации. Только такие его действия привели к тому, что были приняты меры по обеспечению безопасности и контракт был спокойно завершён сторонами.
Вывод из двух этих примеров можно сделать такой: нужно максимально подтверждать каждое действие как господрядчика бумагами, протоколами, составлять акты и документы. Наблюдения жителей и даже фотографии – не те документы, которых будет достаточно для подтверждения факта строительства. Следует учитывать, что заказчик всегда более силен на бюрократическом поле, у него обычно есть акты и протоколы совещаний, подтверждающие, в спорной ситуации, его правоту. А у подрядчиков зачастую кроме слов заказчика ничего и нет в подтверждение его позиции.
Подрядчик часто не хочет портить отношения с заказчиком, требуя у него подписать какие-то акты и протоколы, которые могут трактоваться не в пользу заказчика. Именно это и приводит к тому, что в результате различных проверок и выявляются обстоятельства, за которые несёт ответственность подрядчик, даже при отсутствии вины.
Были у нас случаи, когда по прошествии нескольких лет после завершения исполнения контракта на объект выходит Контрольно-счетная Палата (КСП) и устанавливает, что, например, стоимость какого-то материала в контракте выше, чем можно было купить на открытом рынке, а значит, разницу нужно вернуть в бюджет.
Копии такого акта КСП направляются, помимо прочего, в органы МВД и в прокуратуру, которые с удовольствием начинают проверку или даже возбуждают уголовное дело.
В данной ситуации целесообразно незамедлительно обратиться в арбитражный суд, который, как правило, отказывает заказчикам в иске о взыскании с подрядчиков переплаченных ему сумм, со ссылкой только на акт КСП, а отказ в иске, как правило, приводит к благополучному завершению проверки.
Совет подрядчикам всегда один: в случае возникновения любых сложностей при исполнении контракта, в которых, по вашему мнению, виноват заказчик, обязательно оформляйте всё в письменном виде, пищите заказчику письма, составляйте акты, официально приостанавливайте работы и т.д. Это поможет вам не оказаться в РНП и избежать штрафов, а иногда и спасет от уголовного преследования.